Войти Зарегистрироваться
Актуальный комментарий
15 марта 2019 г.
Владимир Винницкий
14 марта в Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания, посвященные борьбе с оборотом фальсифицированной пищевой продукции. Безопасность и качество продовольствия вызывают сегодня серьезные опасения.
11 марта 2019 г.
Сергей Майзель
Жители города Верхняя Салда пожаловались в Общественную палату Свердловской области на строительную организацию, сотрудники которой, после окончания работ по замене кровли многоквартирного дома, не вывезли строительный мусор.

Общественная палата РФ и Открытое правительство «перезапускают» общественные советы

7 апреля в МИА «Россия сегодня» состоялась совместная пресс-конференция Министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова и Секретаря Общественной палаты РФ Александра Бречалова, посвященная «перезапуску» общественных советов при министерствах и ведомствах. Подробнее

09 апреля 2015 г.
Владимир Винницкий

Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» вступил в силу 9 июля 2014 года, однако его воплощение в жизнь происходит весьма непросто.

Не создана необходимая нормативная база, позволяющая эффективно функционировать учрежденной на первой сессии Общественной палаты РФ Ассоциации общественного контроля с региональными представительствами, слабо проявляют себя общественные инспекции и группы общественного контроля.

С другой стороны высокую эффективность показывает общественная экспертиза нормативных правовых актов (нулевые чтения) и общественное обсуждение ключевых проблем, волнующих общественность. Кроме того, на сегодня можно с уверенностью сказать о сложившейся системе общественных советов при государственных и муниципальных органах власти. Однако уровень их активности и эффективности далеко не одинаков.

Преломить сложившуюся тенденцию к застою эффективней и проще будет через системы общественных советов, т.к. это, прежде всего, «система».

Как и во всем кадры решают всё. Поэтому общественные советы должны, во-первых, комплектоваться, прежде всего, из высочайших профессионалов, соответствующих функциям государственного органа, во-вторых, профессионалов независимых, имеющих авторитет и собственную гражданскую позицию; в-третьих, отбор кандидатов должен осуществляться на основе широкого обсуждения или может быть конкурса, но исключительно в рамках процедур, утвержденных и обеспеченных общественными палатами.

Избрание органов управления и организация работы должна осуществляться членами совета, но обеспечение их деятельности, предоставление необходимой информации и обязательное присутствие руководителя ведомства должно входить в обязанности государственного или муниципального органа.

Учитывая, что организующей и связующей основой этой «системы» являются общественные палаты, их представители должны обязательно входить в общественные советы. Причем здесь необходимо применять тот же принцип, что используется при формировании комиссий общественных палат. В Общественный совет при Управлении МВД, Прокуратуре, Управлении федеральной службы судебных приставов, ГУФСИН должны войти члены комиссий, деятельность которых связана с обеспечением безопасности; в общественный совет при Министерстве экономики, Налоговой службе – представители комиссий по развитию экономики и предпринимательства; в общественный совет при Министерстве здравоохранения, Министерстве социальной политики или Министерстве образования – члены комиссий по качеству и уровню жизни населения.

Кроме того, регламент работы общественных советов обязательно должен предусматривать возможность присутствия на заседании члена общественной палаты при любых обстоятельствах. Необходимо закрепить его право включать в повестку дня тот или иной вопрос для обсуждения вне зависимости о того, является он членом общественного совета или нет.

Все перечисленные принципы работы позволят сформировать подход, который обеспечит непосредственную связь общественных палат с реалиями, а также глубокое знание проблем и быстрое реагирование на возникающие вопросы.