Войти Зарегистрироваться
Актуальный комментарий
22 апреля 2019 г.
Сергей Майзель
В Общественную палату Свердловской области регулярно поступают жалобы на несанкционированные свалки мусора на территории города Екатеринбурга и в его окрестностях. Недавно житель поселка Совхозный обратился по вопросу незаконного складирования...
16 апреля 2019 г.
Сергей Майзель
В марте в Общественную палату Свердловской области поступила жалоба от пассажира екатеринбургского городского автобусного маршрута № 070 на ненадлежащее состояние обшивки сидений транспортного средства.

Куда катится мусорная телега? Ожидания и реальность реформы.

Старт мусорной реформы в России пока напоминает движение старой телеги – скрипит и еле катится, преодолевая кочки. Из отчетов властей следует, что запуск новой системы по обращению с отходами в регионах удался. Понимать это следует так – мусор из дворов вывозится, завалов не наблюдается, то есть происходит ровно все то же самое, что и в предыдущие годы. Единственное изменение на сегодня – это рост платы за вывоз отходов, который россияне увидят уже в конце января, передает "Уралинформбюро".

Основной массив работы субъектам РФ еще только предстоит. Согласно поставленным в Кремле задачам, в регионах должны создать полноценную мусорную инфраструктуру, ликвидировать переполненные и незаконные свалки, а также реализовать практически 100-процентный переход от захоронения отходов к их переработке. Однако не все так просто. По оценке экспертов, на то, чтобы осуществить все перечисленное, может потребоваться куда больше времени, чем обещают федеральные власти – из-за нерасторопности на местах и игнорирования экономически эффективных механизмов.

Очередное обсуждение мусорной реформы состоялось на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. По его словам, в полном объеме на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) перешли 60 из 85 регионов. Еще в 11 регоператоры определены, но действуют не по всей территории. С оставшимися нужно вести работу отдельно, заявил Медведев, отметив, что за этот процесс отвечают губернаторы.

"Крайний срок решения всех проблем – 2022 год", - подчеркнул глава правительства.


Крайний срок решения мусорных проблем - 2022 год, заявил премьер Медведев.

Вице-премьер Алексей Гордеев, который курирует отрасль природопользования, отчитался о работе кабмина по ограничению платы для россиян за вывоз мусора. В частности, до 1 февраля 2019 года должны быть проработаны механизмы по освобождению регоператоров по обращению с отходами от НДС. Также в правительство внесен проект постановления о сохранении до 2024 года ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. "То есть она не будет повышаться, чтобы не перегружать тариф. И регионам даны рекомендации по установлению нулевой ставки по налогу на прибыль для региональных операторов", - подчеркнул Гордеев.

В качестве первоочередной задачи на текущий год вице-премьер назвал ввод на площадках контейнеров двух типов – для разделения коммунальных отходов на потоки. Один – для так называемых сухих отходов (бумаги, пластика, стекла, металла), подлежащих переработке, и второй – для "мокрых". По оценке Алексея Гордеева, это позволит порядка 35% ТКО пустить во вторичный оборот. Он также пообещал снижение тарифа для населения для таких раздельно собранных отходов или даже доведение его до нуля.

"Стратегической задачей ставим отказ от полигонов по захоронению ТКО как самых экологически вредных объектов. С учетом европейского опыта считаем реалистичным к 2030 году сократить их число до минимума и запретить их использовать для размещения непереработанных отходов", - пообещал вице-премьер.


Гордеев пообещал, что к 2030 году количество свалок и полигонов в России сократится до минимума

Рост мусорных тарифов, о чем шла речь на совещании, оказался дополнительной головной болью для россиян в 2019 году наряду с увеличением цен на продукты и бензин. Возмущенные ростом платежей, они готовятся выйти на улицы в знак протеста, а в тех регионах, где повышенные тарифы были запущены в прошлом году, отказываются платить.

Большинство российских территорий с 1 января 2019 года перешли на новый порядок расчета – плата за мусор теперь начисляется не по метражу жилья, а по количеству человек, прописанных в квартире или частном доме. Так, например, в Свердловской области, где к работе приступили три региональных оператора, плата с одного человека составит от 120 до 180 рублей в месяц. Если раньше средняя семья отдавала за доступ к мусорному баку 60-70 рублей в месяц, то теперь эта сумма возрастет до 450-600 рублей.

Власти Среднего Урала объясняют рост платы тем, что прежний размер затрат на вывоз мусора был экономически не обоснован. По данным минЖКХ, до 2018 года в тарифах на утилизацию отходов не учитывалась плата за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, с населения не взималась. Как результат, указывают в ведомстве, горы мусора отправлялись на несанкционированные свалки (в леса и овраги), а операторы из-за скудных гонораров нередко отказывались от сотрудничества.


Из-за низкой оплаты, отмечают в минЖКХ, перевозчики предпочитали избавляться от мусора по пути, не доезжая до свалок

Помимо платы за негативное воздействие, в новый тариф включены услуги по транспортированию и захоронению ТКО на полигонах, инвестиционная составляющая, налог на прибыль и НДС, а также расходы на заключение и обслуживание договоров.

Однако, как было сказано выше, в Кремле разрабатывают меры по снижению тарифов. А значит, подчеркивают эксперты, тарифы на местах также должны быть пересмотрены.

В свердловском минЖКХ обещают, что собираемые со свердловчан средства пойдут на строительство новой и реконструкцию действующей инфраструктуры, приобретение техники, упорядочение потоков отходов и ликвидацию несанкционированных свалок. "То есть на улучшение окружающей среды и обеспечение благоприятных условий проживания населения", - резюмируют в ведомстве.

Однако людей не устраивает отведенная им роль инвесторов. "Пришел оператор – так пусть сначала построит завод, создаст возможности для рекультивации мусора, а уже потом собирает с жителей деньги.

Я спрашивал у регоператоров Свердловской области: "За что вы будете брать деньги?" В ответ – тишина. Между тем только в 2018 году на территории Среднего Урала будет собрано 800 миллионов рублей. Дополнительно! - посетовал председатель правления МОРО "Союз работодателей ЖКХ" Сергей Полыганов.


Людей не устраивает отведенная им роль инвесторов

Общественники также указывают на низкую эффективность проектов, запланированных региональными операторами. Так, свердловский филиал ООО "Компания "Рифей" намерен построить на севере области мусоросортировочный комплекс стоимостью 2,5 миллиарда рублей. И существенная часть этой финансовой нагрузки ляжет на жителей Нижнего Тагила и соседних населенных пунктов, для которых были установлены самые высокие мусорные платежи в области, подчеркивает руководитель движения "Экоправо" Андрей Волегов.

Активисты движения направили губернатору Свердловской области альтернативное предложение - построить мусороперерабатывающий комплекс, стоимость которого со всеми затратами будет существенно ниже – порядка 1,5 миллиарда рублей. Общественники приводят подробные расчеты, призванные убедить региональные власти в разумности проекта. "Надо отличать мусороперерабатывающий комплекс от мусоросортировочного комплекса. По мнению многих экспертов, мусоросортировочный комплекс никогда не будет рентабельным. Огромная логистика никогда не позволит окупить затраты на его строительство, особенно без раздельного сбора ТКО", - говорится в сообщении. Тогда как, настаивают общественники, эффективность и самоокупаемость мусороперерабатывающих комплексов уже доказана.

"Производство позволит получать на выходе вторичное сырье и конечный продукт (строительные материалы и прочее), с дальнейшей реализацией для получения прибыли. Заработанные средства можно будет направлять на улучшение экологической ситуации и соцподдержку населения. Это позволит снизить как величину тарифа, так и финансовую нагрузку на людей и местные бюджеты", - сообщил Андрей Волегов "Уралинформбюро".

Не менее взволнована и регулярно попадающая в "хвосты" экологических рейтингов Челябинская область, региональный центр которой осенью 2018 года буквально превратился в помойку под открытым небом. Тогда из-за закрытия городской свалки большинство компаний, отвечавших за вывоз мусора, отказалось работать по старым тарифам и столица Южного Урала обросла мусорными кучами.

Возмущенные челябинцы намерены 3 февраля выйти на митинг, готовящийся активистами движения "Россия не помойка". Она настаивают, что закрытие свалки в Челябинске не решило экологических проблем. Теперь весь мусор южноуральской столицы везется на полигон в поселке Полетаево. С одной точки отходы перекинули на другую, а их сортировкой и не думают заниматься, утверждают южноуральцы.

Челябинские власти обещали, что площадка в Полетаево будет работать только до ввода в эксплуатацию нового, более мощного полигона в поселке Чишма. Однако в начале 2019 года стало известно о грядущем расширении полетаевского полигона – в марте на объекте должна появиться вторая чаша для размещения отходов.

"В Чишме, что называется, конь не валялся. Даже оформленных документов на землю нет. Между тем в июле прошлого года новый министр экологии области заявил, что полигон в Чишме заработает через 11 месяцев. Чиновники врут в глаза и никакой ответственности за это не несут, - заявил "Уралинформбюро" член регионального штаба ОНФ Виталий Вороной. – Полигон в Полетаево уже заполнен практически "под крышу", сейчас вот следующую карту копают.

Мы еще два года назад говорили о том, что вокруг полигона – родники. Эксплуатировать его, а тем более расширять - нельзя! Год-два еще пройдет и все ахнут. В питьевом источнике уже такие анализы!

Серьезные вопросы, по словам Вороного, есть и к региональному оператору Челябинского кластера ООО "Центр коммунального сервиса". "На основе ответа из прокуратуры мы посчитали объем вывоза мусора регоператором. И получилось, что за год 140 тысяч тонн мусора куда-то девается. Для понимания, это примерный объем отходов Магнитогорска". Эксперт не исключает, что отсюда – заваленные мусором окрестности Челябинска. Практика, когда грузовики сваливают мусор в одном из ближайших лесов в России не редкость.

"Зачем что-то сортировать, когда они просто вывозят мусор и получают за это бабки нормальные?" - задает риторический вопрос представитель ОНФ.

Большие надежды в регионах возлагают на государственного регулятора. Ранее стало известно о создании в стране публично-правовой компании (ППК) "Российский экологический оператор", которая получит широкие регуляторные и финансово-экономические полномочия. Федеральные власти обещают, что госоператор наведет долгожданный порядок в мусорном вопросе. Однако по самым оптимистичным прогнозам, компания сможет приступить к реальной работе не раньше 2020 года.

 

Источник: https://pda.uralinform.ru/analytics/society/303412-kuda-katitsya-musornaya-telega/ 

28 января 2019 г.
Михаил Беленький

"Проводимая государством реформа — чистая страница в непростых отношениях между окружающей средой, населением и отходами, в привычном обиходе называемом «мусором». Актуальность этой проблемы обусловлена фактическим положением дел в сфере оборота коммунальных отходов: бесконтрольный рост числа несанкционированных свалок в пригородных лесах и переполненные городские полигоны стали реальной угрозой здоровью и благополучию граждан. В сложившейся ситуации проводимая реформа стала частью национальной экологической стратегии, объявленной Президентом России ещё в 2016 году, и одним из наиболее востребованных для гражданского общества нововведений. «Мусорная» реформа подразумевает полную «перезагрузку» всей системы работы с отходами, сложившуюся еще в прошлом веке. Стоит заметить, что современные полигоны в Свердловской области отсутствуют. Действующие же построены в прошлом веке и в основном заполнены отходами до 60% и более. Есть полигоны, эксплуатируемые более 50 лет. На сегодня их фактическое количество составляет меньше половины от необходимого. Строительство же новых полигонов — дело столь же хлопотное, сколь и затратное.
Положительные аспекты мусорной реформы:
✓ В реформировании отрасли примут участие не только предприниматели, но и всё население (с приходом Регионального оператора предоставляемая им коммунальная услуга свяжет договорными отношениями не только юридические лица и индивидуальных предпринимателей, но и население. Если для горожан оплата за вывоз мусора - дело вполне привычное (этим сейчас занимаются управляющие компании), то в случае с частным сектором, садоводствами, поселениями и деревнями новшество заставит рефлексировать процентов 80 от числа жителей, ранее весьма успешно уклонявшихся от необходимости оплачивать утилизацию образованного ими мусора)
✓ Рынок покинут недобросовестные участники (законодательно создаются и закрепляются условия, при которых рынок оборота отходов становится прозрачным для всех его участников. Недобросовестные перевозчики, которые раньше брали оплату за вывоз мусора и зачастую везли его в ближайший карьер или просто в лес, будут вынуждены искать другие сферы для применения нечестных схем)
✓ Прозрачность отраслевой механики - главное условие для привлекательного инвестиционного климата (с введением реформы становится логичной и понятной вся система, связанная с оборотом отходов. Этой ситуации способствует ряд ключевых факторов: государству проще контролировать деятельность только одной, а не сотен компаний; территориальная схема легализует всю логистику движения отходов от контейнерной площадки до конечного пункта размещения; контроль не только тарифообразования полигонов, но и всей цепочки обращения с твердыми коммунальными отходами)
✓ Будет создана принципиально новая инфраструктура, которая станет основой технологичной отрасли (территориальная схема, утвержденная областным Правительством, устанавливает, где и на каких объектах, зарегистрированных в госреестре, Регоператор вправе размещать отходы. Там, где полигоны отжили свой век или отсутствуют, оператору придётся строить новый полигон, либо везти отходы туда, где этот полигон есть. И то, и другое связано с большими финансовыми затратами. В такой ситуации единственным экономически целесообразным решением для оператора станет инвестирование в выстраиваемую заново инфраструктуру и технологии переработки. А это прямой путь к созданию новой технологичной отрасли).
Прозрачная и логичная схема работы Регионального оператора создаёт привлекательные условия для инвестиций в отрасль, еще вчера считавшуюся бесперспективной. Предпринимаемые до реформы попытки государства по созданию технологических комплексов в сфере переработки отходов, как правило, заканчивались неудачами. Теперь в соответствии с Территориальной схемой запланированные объемы отходов будут доставляться на объекты переработки или утилизации. В выигрыше останутся все: и государство, и бизнес, и население области. С развитием отрасли переработки в области появятся новые предприятия, а значит и дополнительные налоги в бюджет и новые рабочие места. А главное — внедрение Региональным оператором инновационных технологий позволит извлечь из общего объема отходов десятки тысяч тонн вторичных ресурсов, которые, вместо того, чтобы отравлять Природу, как в былые времена, получат «вторую жизнь». Уменьшение нагрузки на полигоны и снижение количества несанкционированных свалок скажется и на окружающей среде, и на здоровье населения Свердловской области".