9 ноября 2018 года в Общественной палате Свердловской области состоялись общественные слушания на тему «Проблемы правового регулирования отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия».

В мероприятии приняли участие заместитель министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области – главный архитектор Свердловской области Владимир Вениаминов, и.о. начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области Алевтина Моисеева, прокурор Екатеринбурга Светлана Кузнецова, директор МКУ «Екатеринбургский Центр по охране и использованию исторического и культурного наследия» Леонид Генин, советник ректора Уральского архитектурно-художественного университета Александр Стариков, представители филиала ФГБУ «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» по УрФО, Законодательного Собрания Свердловской области, Свердловского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, других общественных организаций.

«Проблема сохранения памятников истории и культуры во всех регионах России стоит остро: с одной стороны – необходимость сохранения культурного наследия, с другой – вопросы финансов: стоимость работ по сохранению, частные коммерческие интересы», - открыл общественные слушания модератор - член Общественной палаты РФ, заместитель Общественной палаты Свердловской области Владимир Винницкий. Он добавил, что в течение последних 15 лет в Екатеринбурге один за другим разгораются конфликты вокруг застройки охранных зон, приспособления и реконструкции памятников архитектуры.

Леонид Генин отметил ряд недоработок федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В частности, непропорциональность разделения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти в области сохранения и использования ОКН, избыточное количество государственных историко-культурных экспертиз. Кроме того, был понят вопрос о возможной передаче полномочий по проведению экспертиз региональным или муниципальным органам власти.

В срочном нормативном регулировании нуждаются механизмы компенсации собственникам объекта культурного наследия затрат на работы по сохранению памятников, произведенных из собственных средств. Директор МКУ напомнил, что льготы, предоставляемые физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия, регламентированы частями 1 и 2 статьи 14 федерального закона. В частности, на льготную арендную плату или уменьшение арендной платы может претендовать арендатор ОКН. Действие же части 3 данной статьи, регламентирующей компенсацию затрат собственнику объекта культурного наследия, приостановлено с 2012 года.

Были отмечены проблемы капитального ремонта и реконструкции объектов культурного наследия, являющихся жилыми домами. Активно проблема решается пока только в Ирбите, где в 2016 году рухнула стена одного из таких зданий.

Член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Юлия Бердюгина предложила новый подход к приспособлению объектов культурного наследия. По ее мнению, перемещение ОКН можно рассматривать как вид приспособления в крупнейших городах. «Перемещение должно затрагивать лишь те объекты, которые рискуют быть утерянными и находятся вне исторической среды, среди современного окружения. При этом объект должен перемещаться в соответствующую историческую среду», - пояснила она.

Советник ректора Уральского архитектурно-художественного университета, почетный академик Российской академии художеств Александр Стариков отметил, что государственная программа Свердловской области по охране ОКН не предусматривает целевого финансирования сохранения объектов культурного наследия. Он предложил региональным властям разработать целевую программу на 2020-2025 годы, предусматривающую финансирование работ по сохранению определенных объектов культурного наследия.

Стоит добавить, что резолюция общественных слушаний, состоявшихся 19 ноября в Общественной палате Свердловской области, будет направлена, в том числе в Общественную палату РФ, где в конце октября прошли аналогичные общественные слушания, и в данный момент идет подготовка рекомендаций федеральным органам власти.

 

Вложения:
Скачать этот файл (19.11.2018 Резолюция.pdf)19.11.2018 Резолюция.pdf[ ]429 Кб