8 ноября 2019 года Исполнительный директор Организации «Пеликан» провела мастер – класс «Психолого - педагогическая помощь детям с паллиативным состоянием» для педагогов, воспитателей, социальных работников, родителей (законных представителей) детей – инвалидов в рамках областного родительского форума «Дети с инвалидностью в образовательной среде. Реализация возможностей».

На мастер – классе был продемонстрирован стимульный материал, разработанный Организацией «Пеликан» для детей с паллиативным состоянием и представлено «Психолого – педагогическое руководство по оказанию паллиативной помощи детям и подросткам»

1. Видеофильм «Окружающий мир», продолжительностью 30 минут, состоит из двух частей (ознакомление с окружающим миром и обращение к себе посредством зрительного включения в развивающие игры) и предназначен для детей и подростков всех возрастных групп, имеющих принципиальную возможность развития познавательной сферы.

Наблюдение за деятельностью людей (детей и взрослых), показанных в фильме, позволяет ребенку осуществить выход за пределы привычной ситуаций болезни. Это, во-первых, необходимо для полноценного развития в любом периоде жизни ребенка, и, во-вторых, дает возможность наблюдать за разнообразной деятельностью взрослых: готовить еду, наводить порядок в комнате, мыть руки перед едой, покупать товары в магазине, путешествовать, наблюдать за животными, ухаживать и общаться с ними.

Авторам видеофильма удалось представить такую разнообразную среду в рамках одного тщательно подобранного материала, что позволяет ребенку, оставаясь дома или в хорошо оборудованной комнате учреждения, выходить в «большой мир», чувствуя сопричастность к нему.

Разнообразная информация об окружающем мире представлена в четырех фрагментах: Игрушки, Дом, Природа, Животный мир.

Вторая часть – развивающие игры, формирует у ребенка взгляд в будущее, вселяя надежду на то, что спустя некоторое время, он, под руководством взрослого также сможет выполнять все необходимые манипуляции, решая предложенные задачи.

 

2. Пять слайд фильмов: Цветы, Куклы, Животные и Птицы, Времена года, Вода в природе, каждый продолжительностью не более 15 минут, сопровождаются хорошо подобранными музыкальными композициями с сайта http: //www.you tube.com/audio library/music.

Данные видео материалы могут использоваться в работе со всеми детьми и подростками, с хроническими прогрессирующими и угрожающими жизни заболеваниями, при которых преждевременная смерть неизбежна, в том числе, теми, которые находятся в вегетативном состоянии.

Важно отметить, что независимо от того, находятся такие дети дома или в хосписе, в большинстве случаев они лишены необходимой им и

предусмотренной законодательством психолого-психологической поддержки. Именно поэтому создание слайд фильмов, позволяет, отчасти преодолеть данное обстоятельство.

Существенное значение имеет то обстоятельство, что все слайд фильмы воздействуют на психику ребенка в форме непосредственных переживаний удовлетворения его актуальных потребностей.

Слайд фильмы позволяют создать полноценную развивающую среду, где в условиях свободного выбора ребенок мог бы развивать то чувство, в котором он в данный момент нуждается. Чем больше информации он получит, тем полнее будет его картина мира. С этой целью детям демонстрируется как можно больше разных объектов для рассматривания – морские волны, раскачивание деревьев, движение реки, «танец» костра и т.д. Кроме того, при просмотре слайд фильмов дети слышат красивую, спокойную и мелодичную музыку, которая заставляет их реагировать улыбкой или блаженным успокоением. Звучащая классическая музыка со звучанием разных музыкальных инструментов, в сочетании со звуками природы, а также тишиной, способствует формированию положительных эмоций и состоянию относительного комфорта.

Все это особенно это важно для достижения каждым ребенком того предела человеческих возможностей, которого он может достигнуть в стесненных болезнью условиях.

Необходимо отметить значимость богатства цветов и цветовых оттенков, которые представлены в данных видео материалах. В жизни любого ребенка роль цвета очень важна. Цвета влияют на его настроение и поведение; одни цвета успокаивают, другие – возбуждают. Некоторые цвета оказывают особое благотворное, иногда даже лечебное воздействие на организм человека, в том числе и ребенка. Цвет картинок способен улучшить или ухудшить самочувствие ребенка.

Демонстрация слайд фильмов может осуществляться в любом порядке, однако, не более одного в день, но желательно в одно и то же время, предпочтительно, в первую половину дня.

Весь стимульный материал передаётся в семьи, где находятся дети с паллиативным состоянием. Стимульный материал находится на электронных носителях в виде сердечка. «Не говори о добрых делах, а делай добро. От сердца к сердцу».