19 июля в Общественной палате РФ состоялись общественные слушания на тему «Проблемы использования и охраны водных объектов бассейна реки Волги и ее притоков». Организаторами мероприятия выступили Комиссия Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды и Комиссия по безопасности и взаимодействию с ОНК.

«Мы проводим это мероприятие в рамках закона об общественном контроле и при выборе темы руководствуемся большим количеством обращений граждан, которые в данном случае выражают свою обеспокоенность состоянием реки Чусовой. Это единственная река, которая протекает по Уральскому хребту», — открывая мероприятие, сказал модератор, член ОП РФ Владимир Винницкий.

По мнению Виктора Данилова-Данильяна, председателя Общественного совета при Росводресурсах и научного руководителя Института водных проблем РАН, сегодня Волга находится в далеком от нормального состоянии, а те меры, которые предпринимаются в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги», недостаточны для выправления ситуации.

«Если говорить о причинах такого положения, то, с одной стороны, всем все ясно: антропогенная нагрузка, которая выражается в загрязнении Волги через все виды попадания в нее сбросных и сточных вод, превышает все мыслимые пределы. Происходит это через технические устройства. И это контролируется недостаточно хорошо. У нас вообще почему-то до сих пор отсутствует официальный мониторинг негативного воздействия на окружающую среду, хотя он должен быть в обязательном порядке», — сказал он.

О восстановлении водных объектов, а также о реализации национального проекта «Экология» в Свердловской области рассказал Алексей Кузнецов, министр природных ресурсов и экологии региона. По его словам, в рамках регионального проекта «Сохранение уникальных водных объектов в Свердловской области» запланирована экологическая реабилитация источников питьевого водоснабжения семи водохранилищ и шести участков рек.

«На сегодняшний день реабилитация находится в активной фазе, идут изъятия донных отложений. Основным критерием экореабилитации у нас является обеспечение сбросов в водные объекты сточных вод нормативного качества. Мы работаем с представителями крупных промышленных предприятий, и у нас уже заключены соглашения по модернизации систем водосброса. Но, к сожалению, я вынужден признать, что да, мы сотрудничаем с промышленными предприятиями, но у нас есть серьезные проблемы финансирования со стороны государства», — сообщил чиновник.

Презентацию на тему: «Диффузное загрязнение в бассейне Волги: постановка проблемы и пути решения» представил Вячеслав Полянин, заместитель директора Института водных проблем РАН. Согласно данным официальной государственной отчетности, большинство водооттоков и водоемов Волжского бассейна характеризуются третьим и четвертым классами воды (грязная или загрязненная). Общее число случаев экстремально высокого и высокого загрязнения поверхностных вод в бассейне реки за 2017–2018 гг. достигло 939 и 905, что значительно превышает значение этого показателя для остальных крупных речных бассейнов и составляет около 30–35 процентов от общего числа аналогичных случаев. Несмотря на определенные успехи в направлении регулирования сбросов сточных вод и общее снижение объемов их сброса, в том числе в результате спада промышленного производства, это не принесло ожидаемого эффекта, и, как свидетельствуют данные государственных докладов, существенного улучшения экологического состояния водных объектов и качества волжской воды не произошло. И причиной тому является недостаточное внимание к проблеме диффузного загрязнения.

«Для решения данной проблемы необходимо снижать антропогенную нагрузку на водосборы, где происходит формирование диффузного стока, но для этого следует вносить изменения в действующее законодательство, так как в большинстве действующих законодательных актов попросту отсутствует упоминание такого понятия, как диффузное загрязнение», — сказал он.

Вера Тюменцева, начальник отдела водных ресурсов по Свердловской области, отметила, что, согласно отчетности за 2021 год, объем сброса сточных вод в реку Чусовую на территории региона распределен на два участка. На первом объем сброса составил 524,9 тысячи кубических метров, из них загрязненных — 515,9 тысячи кубических метров. По сравнению с аналогичными показателями в 2018 году объем сбросов загрязненной воды уменьшился.

«Снижение объема сбросов объясняется тем, что в 2021 году мощность очистных сооружений перед сбросом в водные объекты по области увеличилось на 17,4 процента за счет вновь поставленных на учет респондентов. Остается ряд предприятий, которые нарушают предписанные законодательством нормативы», — сказала она.

Для решения существующих проблем необходимо оптимизировать систему государственного мониторинга и увеличить финансирование специальных экспедиционных работ на максимально антропогенно нагруженных участках водосбора, считает Наталья Кирпичникова, старший научный сотрудник Института водных проблем Российской академии наук.

По словам Ольги Лопатиной, заместителя директора ФГБУ «Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса», Правительством РФ предпринимаются все возможные меры для восстановления главной водной артерии России: строятся очистные сооружения, чтобы сократить контролируемый сброс.

«Диффузный сток также является очень важным, именно поэтому в самом начале реализации федерального проекта “Оздоровление Волги” была профинансирована и разработана концепция снижения диффузного стока. И результаты этих работ не прошли бесследно. Рекомендации, которые были выработаны там, направлены во все профильные ведомства и заинтересованные органы», — поделилась она.

Проблему лекарственного загрязнения поверхностных и сточных вод Волжской системы водоснабжения озвучила Мария Козлова, заведующая лабораторией охраны вод Института водных проблем Российской академии наук.

«Сегодня в России не ведется контроль содержания лекарственных соединений, поэтому регулярное проведение таких исследований силами федеральных органов власти, например Росгидромета, а не только отдельных научных организаций, крайне важно», — отметила она.

По мнению Александра Федорова, члена Координационного совета ОП РФ по экологическому благополучию, проект строительства плотин на Нижней Волге противоречит национальному проекту «Экология».

«Хоть в паспорте проекта и заявлено, что его цель — улучшение условий существования уникальной экосистемы в верхней части Волго-Ахтубинской поймы, реальная цель проекта — накопление с помощью плотин водных ресурсов для расширения сельскохозяйственной деятельности лиманного типа, что прямо утверждается в заявленной документации», — подчеркнул он.

Одна из самых важных проблем загрязнения бассейна Волги — это отсутствие зон санитарной охраны, считает Александр Мельцер, председатель Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

«Многие здесь говорили о водоохранных зонах, но наряду с ними есть и санитарные зоны охраны. И эти понятия во многом соприкасаются, частично расходятся. Тем не менее смысл здесь один: надо оберегать прибрежные территории от антропогенного загрязнения. И здесь без региональных и муниципальных органов власти сделать что-то очень сложно», — добавил он.

По итогам дискуссии будет сформулирована резолюция для профильных органов исполнительной власти.