01 марта в Общественной палате Свердловской области состоялись общественные слушания на тему «Общественное обсуждение проекта Стратегии комплексной безопасности детей: возможности реализации и планирования мероприятий в Свердловской области».

В дискуссии приняли участие члены Общественной палаты, общественных палат муниципальных образований Свердловской области, Общественной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области, представители Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, Министерства социальной политики Свердловской области, Министерства здравоохранения Свердловской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Главного управления МЧС России по Свердловской области, Министерства общественной безопасности Свердловской области, ГУ МВД России по Свердловской области, УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области, Прокуратуры Свердловской области, некоммерческих организаций, общественных объединений, СМИ. 

В рамках мероприятия был рассмотрен проект Стратегии комплексной безопасности детей, разработанный Министерством просвещения Российской Федерации во взаимодействии с иными ведомствами. В числе основных угроз детству, указанных в документе, - снижение уровня благополучия детей и семей с детьми, высокий уровень травматизма детей, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и совершение преступлений против детей, нарастание новых информационных рисков, изменение представлений о традиционных духовно-нравственных и семейных ценностях.

Модераторами мероприятия выступили член Общественной палаты Российской Федерации, заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области Владимир Винницкий и Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков.

Владимир Винницкий вкратце изложил суть проекта Стратегии и отметил несколько важных моментов, которые, по его мнению, должны быть отражены в итоговом варианте документа. «Одним из важнейших вопросов, который, по нашему мнению, необходимо так или иначе закрепить в проекте Стратегии, – оказание детям бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи и бесплатное предоставление всех необходимых для лечения медикаментов. Считаю, что практика сбора средств благотворительными фондами, а также через социальные сети не может считаться адекватным способом финансирования лечения тяжелобольных детей.  Кроме того, необходимо включить в перечень направлений Стратегии положения об обеспечении качества питания детей, в том числе в дошкольных и образовательных учреждениях», - заявил он.

Члена Общественной палаты РФ поддержал начальник отдела профилактики и комплексной безопасности системы образования Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Дмитрий Шиловских: «В целом обсуждаемый документ сбалансированный и правильный. Единственный важный момент, который стоит вынести отдельным пунктом, – организация здорового питания, как основного фактора сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения». 

Тему качества школьного питания продолжила ведущий специалист – эксперт отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Екатерина Минькова. По ее словам, несмотря на развитие данной сферы, проблем остается очень много. «Согласно результатам опроса, пищевые привычки детей по-прежнему включают в себя фаст-фуд, а школьное питание кажется им малопривлекательным. Кроме того, недостаточно охвачены питанием ученики 10-11 классов, есть проблемы с ассортиментом питания для детей с пищевыми особенностями», - пояснила Екатерина Минькова.

Заместитель начальника отдела организации медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения Свердловской области Любовь Малямова сообщила о высоких результатах свердловских врачей по сокращению младенческой смертности. По ее словам, данные показатели в регионе за последние 10 лет улучшились на треть.

Представитель Минздрава Свердловской области также высоко оценила возможности, которые дает государственный внебюджетный фонд «Круг добра». Средства фонда идут на поддержку детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями. «В Свердловской области 139 детей нуждаются в дорогостоящих лекарствах. Благодаря «Кругу добра» все они обеспечены», - пояснила Любовь Малямова.  

Начальник отдела семейной политики Министерства социальной политики Свердловской области Наталия Белова в рамках своего выступления указала на семантическую ошибку в тексте проекта Стратегии: «В пункте № 6 детство определяется как «подготовка к полноценной жизни в обществе». Между тем, очевидно, что детство – это не подготовка, а сама жизнь». Она также добавила, что Минсоцполитики региона активно работает по всем направлениям Стратегии, входящим в круг его компетенций.

Участники слушаний обратили особое внимание на актуальность цифровых угроз в современном мире. По словам основательницы АНО «Добрый Интернет» Екатерины Герлах, деструктивная информация, в том числе порнографического, экстремистского характера, распространяется в Интернете под видом художественных произведений. «Необходимо отработать механизм, при котором опасная информация будет незамедлительно блокироваться», - считает активистка.

О важности обеспечения безопасности детей в сети Интернет также заявили эксперты Общественной палаты Свердловской области – заведующая кафедрой прав человека, зам. декана юридического факультета Гуманитарного университета Светлана Глушкова и заместитель председателя СРОО «Комитет общественного контроля» Лариса Александрова. По их мнению, с детьми необходимо вести просветительскую работу, а также не допускать их вовлечения в деятельность, осуществляемую посредством теневого Интернета (Даркнета).

Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков в завершении мероприятия отметил, что в регионе разработана собственная Концепция государственной политики в сфере комплексной безопасности несовершеннолетних. «Этот документ был разработан при участии широкого круга специалистов всех присутствующих ведомств еще до появления проекта Стратегии. Однако сейчас мы видим, что эти два документа очень похожи, в большинстве моментов практически совпадают. Стратегия – это точка отсчета. На уровне региона в ближайшее время мы примем Концепцию, она позволит решать проблемы детской безопасности комплексно, консолидируя усилия всех органов власти», - заключил детский омбудсмен.

В завершении мероприятия Владимир Винницкий сообщил, что аналогичне слушания планируются к проведению на уровне Общественной палаты Российской Федерации. «До 9 марта мы принимаем предложения в проект нашей резолюции, которая впоследствии будет направлена в том числе в ОПРФ», - пояснил он.