Войти Зарегистрироваться
Актуальный комментарий
19 октября 2017 г.
Владимир Винницкий
Многие возмутились идеей снижения возраста уголовной ответственности до 12 лет, которую недавно озвучили в СМИ. А между тем, возраст преступных деяний действительно снижается, и опасность, которую они несут, увеличивается.
16 октября 2017 г.
Михаил Беленький
НМУ, объявленные на прошлой неделе в Екатеринбурге, вызвали загрязнение городских улиц и абсолютно справедливо Главой администрации Екатеринбурга организована уборка

Эксперты ОП РФ внимательно проанализировали параметры бюджета и сформулировали ряд предложений.

11 октября 2017 г.

В ОП РФ провели общественную экспертизу проекта федерального закона о бюджете на 2018 год и на плановый период 2019-2020 гг.

Открывая заседание, председатель Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Борис Алешин призвал помочь обществу мобилизовать свои лучшие силы. Что же касается финансового документа, то, по словам члена ОП РФ, «нам нужен бюджет развития, а не бюджет поддержки штанов и выживания».

Он также сделал акцент на понятиях, которые сегодня обсуждаются на всех уровнях, — потребительский спрос пока слишком низкий и его надо стимулировать, а вот призывы повышать производительность труда должны быть продуманы.

«Бессмысленно добиваться повышения производительности труда на тех заводах, которые есть сегодня, где выпускается 10 самолетов, тогда как у наших конкурентов — 65. Как ни пытайся повысить производительность на старом производстве — это ничего не дает. Поэтому о повышении производительности труда нужно говорить только с учетом трансформации этого производства», — подчеркнул Алешин.

Секретарь ОП РФ Валерий Фадеев сделал акцент на политических изменениях, которые происходят сейчас в стране: «Идет смена губернаторов, у Президента есть концепция, он расставляет новые кадры. Линия очевидна: она заключается в том, что Президент усиливает региональную команду. Надо понимать, что развитие экономическое и индустриальное пойдет через регионы. Однако пока не видно, как отражается эта логика в бюджете. Мы в Общественной палате как раз и должны дать предложения, как федеральный бюджет будет способствовать развитию региона».

Анализ положений бюджета позволил экспертам Общественной палаты сформулировать свои замечания и предложения, которые представил член Совета Общественной палаты Российской Федерации Иосиф Дискин.

Он подробно остановился на бюджетном прогнозе Российской Федерации на период до 2035 года, который является аналитической базой проекта федерального бюджета. Так, в числе факторов, которые будут оказывать существенное влияние на макроэкономическое развитие страны, в бюджетном прогнозе отмечаются демографические и технологические изменения. Последние позволят эффективнее использовать уже имеющийся в наличии капитал.

Следует добавить сюда и новые технологии, которые несут мощнейший созидательный, но одновременно и разрушительный импульс: в будущем их внедрение трансформирует индустрию и жизнь человека. Однако эта трансформация может привести не только к взрывному росту производительности, но и поставить под угрозу существование целых рынков и профессий. У экспертов Общественной палаты возник вопрос: почему эти и другие оценки бюджетного прогноза не отражаются в проекте федерального бюджета?

Не поддержал Иосиф Дискин и положение о том, что соглашение по ограничению нефти не сможет повлиять на среднесрочный уровень цен: данное соглашение уже помогло сократить избыточные запасы. Есть вопросы и по оценкам перспектив «сланцевой нефти».

Также член Общественной палаты не уверен в правильности тезиса бюджетного прогноза нефтяных цен в диапазоне 40-45 долларов за баррель, потому что «эти прогнозные предположения о снижении цены на нефть не согласуются с прогнозами ведущих профильных организаций: 52-55 долларов США за баррель сорта БРЕНТ».

оворя о перспективах инвестиций, Иосиф Дискин напомнил о том, что, согласно опросам менеджеров, в числе ключевых факторов, сдерживающих развитие предприятий, называется «неопределенность экономической политики Правительства».

«Также рост инвестиций существенно сдерживается финансовыми ограничениями, в том числе крайне ограниченным предоставлением целевого финансирования через институты развития. Существующие объемы такого финансирования просто несопоставимы с потребностями. При этом, как показывает опыт Фонда развития промышленности, использование таких инструментов становится важным средством стимулирования темпов роста», — отмечается в проекте заключения Общественной палаты.

Неправильно сегодня ставить цель роста экономики порядка 0,5 п.п. в год, тогда как «нам не хватает 1 п.п. или более того», — настаивает Иосиф Дискин.

Странно выглядит сама система оценки результатов. По словам Иосифа Дискина, в документе есть много косвенных показателей, а не конечных. Например, «речь идет о повышении фактора эффективности, тогда как надо четко показать, какие факторы и на что оказывают влияние».

Подводя итог, Иосиф Дискин напомнил о том, что Общественная палата «представляет интересы гражданского общества, поэтому данное заключение можно рассматривать как индикатор того, в какой мере мы откликаемся на озабоченность общества. Многие люди сегодня озабочены отсутствием роста доходов, а отсутствие в бюджете отклика на этот вызов является контрпродуктивным».

Это невнимание может стоить дорого. «Среднегодовой рост реальных зарплат с 2018 до 2035 год составляет 2,1%. Но это очень низкие показатели, они создают значимые социально-политические риски. Мы все знаем, что в ситуации роста, когда ожидания активного населения опережают рост их доходов, возникают разного рода протесты. Именно поэтому повышение темпов экономического роста — необходимое условие повышения социально-политической стабильности», — констатировал Иосиф Дискин.

В ходе обсуждения заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин обратил внимание, что сегодня людей все больше волнует экономическая ситуация, и такие понятия, как рабочие места, занятость и доходы, занимают первые места в рейтинге наиболее актуальных проблем россиян.

Поэтому заявленный проектом бюджета рост ВВП в чуть выше 2% не отвечает запросам общества. Нужно ставить более амбициозные задачи и искать внутренние источники экономического роста. На создание рабочих мест также очень серьезно влияет предсказуемость экономической политики, в том числе налоговой системы.

В этой связи Илья Семин выразил опасение, что бюджет обсуждается в условиях еще не представленного Правительством и не обсужденного в обществе плана реформы налоговой системы, включая ревизию и перенастройку налоговых льгот.

Илья Семин предложил усилить тезис об «огосударствлении» экономики, о том, что частная инициатива проигрывает напору госмонополий и госкорпораций. Также, по его словам, надо уделить особое внимание системным мерам поддержки потребительского спроса, в том числе ипотеки для молодых семей, а также предусмотреть средства в бюджете на 2018 год на реализацию программы продовольственных карт для незащищенных слоев населения.

В проекте заключения Общественной палаты отмечается возможность констатировать, что предлагаемый проект федерального бюджета находится в противоречии с требованием Президента Российской Федерации к Правительству России «разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 года, реализация которого позволит уже на рубеже 2019–2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых, а значит, наращивать позиции России в глобальной экономике».

По итогам обсуждения Общественная палата РФ предлагает учесть эти и другие замечания и предложения при рассмотрении федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.