Дистанционное электронное голосование – удобная форма волеизъявления, которая позволяет проголосовать гражданам, которые не могут физически присутствовать на избирательном участке. Это ли не проявление демократии?
В экспериментальном режиме электронное голосование внедряется с 2019 года, охват его применения постепенно расширяется. За несколько лет накоплен значительный опыт организации и обеспечения его бесперебойной работы. В пилотных регионах – Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской, Ярославской областях, в Москве и Севастополе избиратели активно пользовались новой технологией, каких-либо существенных нарушений или сбоев выявлено не было.
Вместе с тем, применение ДЭГ у некоторых вызывает сомнения. В первую очередь, это связано с подсчетом голосов и прозрачностью системы. Однако, если разобраться, на практике чистоту процесса обеспечивает целый ряд субъектов – это и IT-специалисты, и общественные наблюдатели, и представители партий. На прошедших выборах в Госдуму во всех шести пилотных субъектах работала группа Общественной палаты РФ по контролю за ходом и подсчетом результатов ДЭГ.
Безусловно, возможность осуществлять наблюдение за дистанционным электронным голосованием должна быть закреплена законодательно. Партии, кандидаты, общественные палаты должны иметь право направлять наблюдателей в избирательные комиссии, которые обеспечивают ДЭГ и устанавливают его итоги. Это поможет обеспечить легитимность процесса и минимизировать какие бы то ни было риски".