Комментарий эксперта - Михаил Беленький: "Организация полигонов ТБО - это вполне законный, четко регламентированный процесс. Субъектами Российской Федерации, в частности Свердловской областью, разрабатываются территориальные схемы обращения с отходами, предполагающие выделение органами местного самоуправления территорий для размещения твердых коммунальных отходов в ограниченный период времени. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает требования к лицензированию деятельности по строительству полигона ТБО. Соответствующий документ выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Технические требования к организации полигона устанавливаются рядом СНиПов и СанПиНов. Полигон может быть размещен только на территориях, непригодных для ведения сельскохозяйственной деятельности, не занятых зелеными насаждениями и позволяющими внедрить инженерные решения, препятствующие нанесению ущерба окружающей среде. Располагаться полигон может на прилегающих к городским территориям площадях, но при этом не включенных в жилую застройку, а санитарно-защитная зона (в лучшем случае) должна составлять не менее 500 метров.
Процедура строительства полигона предполагает предварительное создание проекта, который должен получить положительное заключение государственной экологической экспертизы и пройти обязательную процедуру общественного обсуждения (публичных слушаний).
Таким образом, в случае выполнения всех вышеперечисленных требований решение муниципальных органов власти о строительстве полигона является вполне законным.
Однако, это не означает, что ответственные граждане, озабоченные состоянием окружающей среды, не могут на этот процесс повлиять.
Прежде всего, необходимо помнить, что ФЗ "Об экологической экспертизе" позволяет общественным организациям инициировать параллельную общественную экологическую экспертизу. При этом могут учитываться такие особенности территорий, как наличие рядом водных объектов, особо охраняемых природных зон, мест обитания редких видов животных и прочих природных объектов, которые могут быть загрязнены в случае как штатного эксплуатирования полигона, так и при техногенной аварии. При кардинальном расхождении выводов государственной и общественной экологической экспертизы граждане могут обратиться в суд с иском об отмене проекта, в т.ч. ссылаясь на ст.1065 ГК РФ «Предупреждение причинения вреда».
Кроме того, законодательством четко регламентирована процедура проведения общественного обсуждения, и, несмотря на рекомендательный характер их результатов, нарушение самой процедуры является поводом для приостановки реализации проекта.
И, наконец, главное. Решение о создании полигона принимается муниципальными депутатами – людьми, которые живут среди нас. Активная гражданская позиция населения, осознанное участие в выборах способны привести к формированию депутатского корпуса, который будет ставить на первое место защиту окружающей природной среды и своих родных городов. Только реальное представительство граждан в органах местного самоуправления способно гарантированно защитить жителей от создания полигонов ТБО рядом с их домами".
Комментарий к статье.