Владимир Ильич Винницкий, заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области: "Федеральный закон, обязывающий образовательные организации обеспечивать обучающихся по программам начального общего образования горячим питанием, вступает в силу 1 сентября 2020 года. Согласно ему, горячее питание должно предоставляться не менее одного раза в день.
По последним данным, порядка 28 субъектов отсекаются от получения субсидии на организацию питания в этом году из-за того, что школы в этих регионах не имеют пищеблоков. Что же получается? Школьники во всех остальных субъектах будут питаться бесплатно с 1 сентября – их право по федеральному закону № 47 будет реализовано, а школьники из тех 28 регионов останутся без еды только потому что школы не сумели в срок организовать все условия? Насколько это справедливо и законно?
На наш взгляд, такой расклад недопустим. В законе четко сказано, что с 1 сентября государственные и муниципальные образовательные организации должны обеспечить горячее питание учащихся начальных классов. В законе не идет речи, что такое питание должны обеспечить организации, располагающие соответствующей инфраструктурой. Если читать закон буквально, отсрочка до 2023 года касается не самой организации питания, а исключительно мероприятий «по обеспечению условий для организации горячего питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях».
Среди вариантов, которые могли бы «выправить» явно абсурдную ситуацию – предоставление денежных выплат или заключение договора с ближайшим к школе кафе.
Кроме того, предварительный мониторинг показывает, что руководители школ даже в тех субъектах, которые получают субсидию на питание, не понимают, что им делать. Пищеблоки во многих учреждениях не готовы, сметы не составлены. По линии ответственных органов власти должна быть проведена максимально полная разъяснительная работа.
Также следует понимать, что 1 мая вступила в силу та часть федерального закона № 47, которая регулирует качество детского питания в образовательных организациях. Согласно этим положениям, пищевые продукты для питания детей «должны удовлетворять физиологические потребности детского организма, быть качественными и безопасными для здоровья детей». Кроме того, школы должны размещать на официальных сайтах меню и другую информацию об условиях организации питания детей. В законе перечислены и иные требования. В этом учебном году школам предстоит столкнуться с совершенно новой реальностью в сфере организации детского питания".