В ходе приема разбирали вопрос о необходимости подтверждения своего права на получение жилья по договору социального найма.
Казалось бы, нужно ли еще что-то подтверждать? Ведь все документы – а их немало – граждане предоставили в администрацию в то время, когда их поставили на учет. Разберемся с этой ситуацией.
Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – дело ответственное и для кого-то невыполнимое. Мы рассматривали такие ситуации, когда человек не смог подтвердить свое право на муниципальное жилье по разным причинам. Распространенной причиной является совместное проживание в одной квартире нескольких членов семьи, у которых либо имеется другое жилое помещение в собственности, либо они просто не хотят собирать необходимые документы. Эти вопросы решаются непросто, но даже и тем, кто преодолел все сложности и встал на учет, не гарантировано предоставление жилого помещения. Причин этому может быть несколько. Одна из них – изменение ситуации.
Как мы знаем, основными критериями постановки на учет являются нуждаемость (в Екатеринбурге это менее 10 квадратных метров общей площади на человека) и малоимущность (доход на каждого члена семьи менее установленного в регионе прожиточного минимума).
Как мы понимаем, эти обстоятельства в любой момент могут измениться: гражданин может получить наследство, купить дачу – и вот он уже «вышел» за пределы учетной нормы; поменял работу, выиграл в лотерею – и он уже не малоимущий…
Поэтому в обязанности администраций муниципальных образований входит не только проверка соответствия критериям на дату постановки на учет, но и текущий контроль ситуации. Эта обязанность закреплена Законом Свердловской области от 20.07.2015 N 77-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере предоставления на территории Свердловской области гражданам жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования" (пункт 2 статьи 14).
Это положение уточнено постановлениями администраций муниципальных образований региона.
Так, в Екатеринбурге главы администраций районов должны ежеквартально проводить выборочные проверки наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии с учета гражданина. Ежеквартальной проверке подлежат до 3 процентов учетных дел (Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 25.12.2015 N 3859 "Об организации работы по ведению учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования на территории муниципального образования "город Екатеринбург"). Аналогичные нормативные акты приняты в других муниципальных образованиях Свердловской области.
Таким образом, администрация обязана проводить проверки соответствия условиям постановки на учет, а обязанность граждан, в свою очередь – предоставить запрашиваемые документы в срок, указанный в запросе. В случае, если срок не указан, представляется, что необходимо предоставить сведения в разумный срок. Затягивать с ответом – не в интересах гражданина. Без необходимой информации проверка может закончиться не в его пользу.
Консультации проводятся в рамках проекта «Услышать друг друга», поддержанного Фондом Президентских грантов