27 мая 2021 года в Общественной приемной по правам человека организации «Пеликан» состоялся юридический прием для глухих и слабослышащих граждан, членов Свердловского отделения Всероссийского общества глухих.
По поручению Уполномоченного по правам человека в Свердловской области участие в приеме приняла консультант аппарата Оксана Глухих.
Не в первый раз в работе с глухими гражданами юристам помогает Юридический словарь русского жестового языка. Словарь создан при поддержке Уполномоченного по правам человека Татьяны Мерзляковой, в рамках проекта «Услышать друг друга» и размещен на сайте организации (pelikan-ekb.ru).
Так, с одним из заявителей обсуждали особенности вступления в наследство его супруги. Гражданина по большей части интересовали вопросы перспективы вступления в наследство, при том, что объективной информации о том, существует ли завещание, какое имущество подлежит включению в наследство, у него на сегодняшний день не имеется.
В такой ситуации консультация становится чем-то вроде лекции по наследственному праву. И, конечно, усвоить весь объем информации, тем более, многочисленные нюансы, достаточно непросто.
Именно с целью ознакомления с правовыми аспектами разных отношений создавался Юридический словарь, переведенный для глухих и слабослышащих граждан на русский жестовый язык. Наследственному праву, в частности, посвящен 10 раздел видеословаря, в котором эксперт разбирает основные понятия наследственного права, а переводчик транслирует материал на русском жестовом языке. К слову, словарь содержит разделы и по другим отраслям права – трудовому, пенсионному, уголовному, социальному, финансовому.
За помощью обратилась мама детей-инвалидов по слуху. Двойняшкам по 4 года, но для родителей по-прежнему остался неопределенным вопрос с дошкольным образованием. Мама просит помочь устроить детей в специализированный детский сад в Екатеринбурге, поскольку в ее городе таких учреждений для ее детей нет.
Сегодня есть несколько вариантов дошкольного образования детей с проблемами слуха – в Екатеринбурге создан специализированный детский сад, а в городах, где таких садов нет, предполагается, что ребенок может пойти в любое дошкольное учреждение, администрация которого обязана будет создать
все условия для его развития (разработать адаптированную программу, принять на работу соответствующих специалистов).
В любом варианте ребенок будет развиваться в подходящих ему условиях. Но это идеальный вариант, а сегодня, как говорят родители и подтверждают специалисты общества глухих, этот вопрос носит системный характер: глухие дети либо совсем не посещают детские сады, либо ходят в группы для слышащих детей, где нет условий для их развития. Надеемся, что в Свердловской области эту ситуацию получится решить.