Подобные приемы традиционно проводятся для глухих и слабослышащих граждан, инициаторами приемов выступают Уполномоченный по правам человека в Свердловской области, общественная организация «Пеликан», Свердловское региональное отделение Всероссийского общества глухих.
По поручению Уполномоченного по правам человека прием граждан провела консультант Оксана Глухих.
В ходе приема разбирались с ситуацией исключения инвалида из очереди на получение жилого помещения. В очередь заявитель был поставлен до 2005 года, еще по нормам предыдущего жилищного кодекса. А два года назад он узнал, что из очереди его исключили. Основание – превышение жилой площади на одного члена семьи в сравнении с установленными законом нормами.
Как выяснилось, гражданин перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий после того, как его супруга получила в дар двухкомнатную квартиру. Сами одаряемые считают это несправедливым, поскольку их жилищные условия не улучшились – в подаренной мамой квартире продолжает проживать бывшая собственница. Кроме того, они просят помочь им восстановиться в очереди после того, как откажутся от дарения. В представлении граждан ситуация выглядит именно так – отказаться от подаренной квартиры и восстановиться в очереди (с тем же номером).
На деле же будет реализован другой порядок. Отказываться от дарения нужно было до момента совершения сделки. Через два года действовать, по-видимому, придется по-иному: квартиру нужно будет либо продавать, либо дарить. Но даже и в этом случае не произойдет автоматического восстановления в очереди на жилье – всю процедуру нужно будет проходить заново. И нет уверенности, что сегодня положение инвалида будет соответствовать критериям для постановки в очередь (по действующему жилищному законодательству необходимо соблюдение двух факторов – быть малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий. В Екатеринбурге нуждающимися признаются лица, имеющие менее 10 квадратных метров жилья на одного члена семьи).
Есть еще момент: продажа или дарение квартиры с точки зрения постановки на учет будет расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий. А это значит, что ожидать постановки в очередь можно только через 5 лет после отказа от квартиры. И это будет общая очередь, а не специальная для инвалидов, как это было в Жилищном кодексе до 2005 года.
С вопросом штрафа за нарушение правил дорожного движения долгое время не может разобраться водитель. Сначала он узнал о том, что в рамках исполнительного производства с его расчетного счета было снято 3000 рублей. Затем в личном кабинете Госуслуг он увидел, что должен еще 1000 рублей. Потом появилось извещение об оплате еще 1000 рублей, которую он тоже оплатил. Но и после этого Госуслуги настойчиво рекомендовали ему оплатить еще одну тысячу. Что это за бесконечное наказание и когда оно прекратится – с таким вопросом обратился за разъяснениями к юристу гражданин.
Как выяснилось, 3000 рублей – сам штраф, тысяча - исполнительский сбор. И не было необходимости оплачивать его дважды. Оплата в личном кабинете отразится чуть позже, и какое-то время там будет отражаться задолженность после оплаты.
С вопросом о возможности получить право на часть квартиры обратился к юристу мужчина. В свое время он продал свою квартиру и передал часть денег матери, договорившись устно о том, что она наделит его долей после приватизации своей квартиры. Денежными средствами сына она расплатилась с бывшим супругом, оплатив таким образом его отказ от участия в приватизации.
Мама, действительно, прописала сына в своей теперь уже приватизированной квартире, однако правом собственности наделять сына не спешит. Есть ли законный способ заставить ее выполнить свое обещание – с таким вопросом обратился заявитель к юристу. Ситуация осложняется тем, что сын передал матери деньги без документального оформления. В такой ситуации будет очень непросто доказать, какие намерения были у сторон. В подобного рода ситуациях хотелось бы рекомендовать оформлять свои намерения письменно – в данном случае вполне возможно было составить нотариальное соглашение о передаче денежных средств при условии дальнейшей передачи доли в квартире, которая будет приватизирована. К сожалению, избегание составления документов и договоренности только на словах приводят к невозможности в дальнейшем доказать свою правоту.