12 августа 2021 года в правовой приемной общественной организации «Пеликан» состоялся прием граждан по юридическим вопросам.
По поручению Уполномоченного по правам человека Татьяны Мерзляковой участие в приеме приняла консультант Оксана Глухих.
За помощью к юристу обратилась фактически безработная жительница Екатеринбурга. Прочитав в Интернете новость о том, что в период пандемии государство будет поддерживать самозанятых граждан, девушка приняла довольно странное решение – зарегистрировалась в налоговой инспекции в качестве самозанятой и через день обратилась в центр занятости населения для постановки на учет. А поскольку у Центра занятости нет возможности получить данную информацию из налоговой, на учет заявительницу поставили и даже назначили выплату пособия по безработице: за шесть месяцев она получила более 50 тысяч рублей.
Почти через год, уже после того как выплата пособия была прекращена, Центр получил информацию о том, что юридически безработной гражданка не являлась. Как следствие – у получателя пособия возник долг перед Центром на полную сумму выплат.
В территориальном подразделении Центра занятости нам прояснили эту ситуацию – самозанятые, равно как индивидуальные предприниматели, не имеют права на получение пособий по безработице. Также специалисты пояснили, что таких людей, которым были начислены пособия и которые их должны вернуть, достаточно много. И, наверное, еще можно понять, почему самозанятый, потерявший доход, встал на учет в Центр занятости – ему просто не пришло в голову, что нужно сняться с учета. Но как объяснить, что официально безработный человек намеренно зарегистрировался в качестве самозанятого и только потом обратился за пособием? Зачем нужно было регистрироваться в качестве самозянятой при том, что она не только не осуществляла никакой профессиональной деятельности, но и не планировала ее осуществлять. Более того, именно статус безработной дает право на получение пособий по безработице, а самозанятый гражданин – это вроде как человек работающий… Этот вопрос мы пытались выяснить в ходе приема. Как пояснила нам заявительница, она это сделала намеренно, поскольку была убеждена, что только в таком случае она сможет получить пособие по безработице. И она твердо уверена, что именно такую информацию она прочитала в сети Интернет.
Вопросы жилья по-прежнему одни из самых рассматриваемых в ходе юридических приемов. К юристу приходят собственники за консультацией о том, как лучше распорядиться квартирой и передать ее родственникам или хорошим знакомым. Людей интересует «цена вопроса» при том или оном оформлении договоров. Что предпочтительнее – дарение, завещание или договор купли-продажи. Какой налог придется заплатить при той или иной сделке, каков размер государственной пошлины, которую должен будет оплатить получатель. Такие вопросы по большей части – забота о получателе квартиры. Но нас также не может не волновать и вопрос безопасности для действующего собственника жилья. Об этом мы много писали, достаточно часто говорим на приемах, потому что именно эти моменты, а не размер госпошлины, становятся причинами трагедий и разочарований.
В ходе приема обсудили вопрос вступления в наследство. В пользовании семьи более 30 лет имеется гаражный бокс. И всегда было принято считать, что это – собственность семьи. Глава семьи, на которого оформлялись документы, умер несколько лет назад, полгода назад из жизни ушла его супруга. Сын, единственный наследник, обратился к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство. Как выяснилось, документов, предоставленных наследником, недостаточно: нет главного – подтверждения права собственности на объект недвижимости. И кроме того, наследники не вступили в наследство на этот объект после смерти отца. Теперь вопрос придется решать в судебном порядке. И он будет решен положительно только при условии, что гаражный бокс действительно находился в собственности наследодателей.
Приемы для глухих и слабослышащих граждан – членов Всероссийского общества глухих – проводятся еженедельно, на площадке Общественной приемной «Пеликан», с участием переводчиков русского жестового языка и при поддержке Уполномоченного по правам человека в Свердловской области.