20 января 2022 года в общественной приемной организации «Пеликан» прошел очередной прием по юридическим вопросам, организованный для граждан, имеющих инвалидность.
Еженедельные приемы проводятся в сотрудничестве со Свердловским региональным отделением Всероссийского общества глухих и при поддержке Уполномоченного по правам человека Татьяны Мерзляковой.
История, которой он поделился, является сегодня распространенно практикой и как избежать неприятностей, пока еще не придумали. Суть вот в чем: при составлении протокола о ДТП к участникам подошли представители некой компании и предложили пострадавшей выкупить ее ущерб (юридически это звучит как переуступка права требования). За какую сумму это право было продано, как правило, не знает никто, но есть подозрение, что эта сумма несущественная. В качестве компенсации предлагается освобождение от всех забот, связанных с получением выплат у страховой компании и возможных судебных разбирательствах.
Затем компания обращается в страховую организацию и получает страховые выплаты. Страховка, по общему правилу, выплачивается по следующему расчету: стоимость ущерба минут процент износа пострадавшего автомобиля. Вот этот процент должен выплатить причинитель вреда, то есть виновник аварии. И сумма эта может варьироваться в зависимости от ущерба, стоимости автомобиля и процента его износа. В нашей ситуации сумма составила 20 тысяч рублей. Плюс 10 тысяч – за вновь проведенную экспертизу (уже по инициативе организации, выкупившей долг). Организация обратилась в суд.
В иске напрочь проигнорировано даже упоминание об экспертизе, проведенной страховой компанией. Заявитель о ней тоже ничего не знает – ему не сообщалось. Нет информации и о том, во сколько
оценен ущерб самой страховой и какая сумма уже была выплачена. К иску не приложено ни одного документа, поименованного в приложении. Откуда взялась сумма в 20 тысяч? Где это можно увидеть? И откуда такая цена экспертизы – 10 тысяч, при средней по рынку 5 тысяч? С этими вопросами разбираться, по-видимому, придется в суде.
Есть еще один момент в этой истории – организация, выкупившая право требования, ведь не собирается ничего ремонтировать, так почему она требует эту разницу между оценкой ущерба и износом? Изучение судебной практики показывает, что такие требования судом удовлетворяются. Мы заглянули на сайт суда, в который компания обратилась – только по одному судебному участку с участием этой организации рассмотрено более десятка исковых, большинство которых судом удовлетворено.
Самое неприятное, что в этой ситуации даже порекомендовать нечего: виновник аварии не может себя застраховать от таких злоупотреблений, поскольку решение о том, согласиться или нет на такую сделку, принимает пострадавшая сторона. Вероятно, есть причины принять такое решение: деньги, хоть и небольшие, но гарантированно получаешь сейчас и освобождаешься от необходимости куда-то бегать и что-то выяснять.
Посмотрим, что с этим можно сделать. Понятно, что специально обученные люди намерены «делать деньги из воздуха», но не хотелось бы допустить того, чтобы пострадавшими в этой ситуации становились наши граждане, пусть даже и виноватые в ДТП.
Приемы для граждан с инвалидностью организованы в рамках социально значимого проекта, поддержанного Правительством Свердловской области и Фондом Президентских грантов.