Доступ к информации на жестовом языке — потребность, вызванная нарушением слуха и право гражданина быть включенным в информационное поле. Диспетчерская служба системы Всероссийского общества глухих продолжает вести прием от глухих и слабослышащих жителей г. Екатеринбурга и Свердловской области. Диспетчеры, владеющие жестовым языком, помогают глухим и слабослышащим гражданам Свердловской области оставаться равноправными членами социума. Непреодолимые препятствия возникают на пути инвалидов по слуху, когда нет посредника, который может довести информацию на жестовом языке. Например, обычный поход в коммунальную службу становится квестом, когда при входе установлен домофон и нужно сообщить цель визита.
За помощью обращаются инвалиды из других регионов, которые остро нуждаются в доступе к информации. Недавний случай. Жительница Пятигорска с криком о помощи звонит диспетчеру в Екатеринбург, чтобы получить услугу банка. И она ее получает. Значит барьер между миром неслышащих и слышащих – не глухота, не расстояние, а отсутствие посредников-переводчиков.
Есть и более сложные ситуации. Глухому мужчине потребовалось оформить карточку болельщика через единый портал государственных услуг. Эта процедура часто недоступна для глухих, поскольку письменная информация сложна для их восприятия. Тогда мужчина обратился к диспетчеру, который довел до инвалида требуемую информацию путем перевода на жестовый язык. Вместе с тем на данном портале мужчина получил дополнительную информацию о том, что на его имя выписан штраф за нарушение ПДД в размере 30 тысяч рублей за езду в нетрезвом виде и без водительского удостоверения. Эта информация повергла мужчину в шок, поскольку ни автомобиля, ни водительского удостоверения он никогда не имел. Теперь предстоит процедура выяснения всех обстоятельств, сложившейся ситуации, и проводником в мир информации станет диспетчер.
Все больше обращений поступает от врачей и медицинских сестер, когда их пациенты не слышат и не говорят, а письмо не выручает. Сурдоперевод дистанционно, с целью доступа к информации, становится неоценимым ресурсом. Тогда как ресурсы самой Диспетчерской службы становятся все меньше. Специального оборудования нет, телефонные устройства старые, подлежат ремонту, труд диспетчеров зиждиться на идейных соображениях самих диспетчеров, которые можно выразить словами Л. Н. Толстого, что есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека - быть полезным и иметь спокойную совесть.
Непреодолимое препятствие может возникнуть в любой момент: при обращении в пенсионный фонд, полицию, социальную или скорую медицинскую службу.
Руки переводчика жестового языка – руки помощи. Но этим рукам тоже очень нужна помощь, чтобы делать добро другим.