20 августа общественной организацией «Пеликан» проведен семинар «Поступление обучающихся детей - инвалидов в профессиональные образовательные организации Свердловской области: требования, условия, подготовка» для родителей детей-инвалидов, представителей общественности, специалистов по вопросам получения профессионального образования лицами с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
Приглашенный эксперт мероприятия - Михаил Витальевич Занин, начальник уникального в своем роде управления сопровождения обучающихся РГППУ. Управление, созданное в 2016 году, работает со всеми категориями студентов, в том числе, требующими особого внимания. Эта структура работает по принципу «одного окна», где студенты получают большую часть информации, связанной с образовательным процессом, студенческой жизнью, реализацией права на образование.
Управление, в том числе, курирует образование студентов с инвалидностью, поэтому у слушателей семинара была прекрасная возможность познакомиться с системой сопровождения студентов, которым необходима дополнительная поддержка, что называется, «из первых рук».
Итак, что важно знать абитуриенту перед подачей заявления.
- Не позднее 1 октября вуз размещает на своем сайте реализуемые программы и порядок и условия на следующий год. Эксперты рекомендуют внимательно читать все документы, поскольку законодательство об образовании очень динамично и, соответственно, внутренние документы вузов должны соответствовать всем актуальным изменениям.
- Вузы реализуют программы подготовки, в том числе бесплатные для отдельных категорий абитуриентов. Информация о наличии таких программ с государственной поддержкой есть на официальных сайтах вузов. Сразу отметим, что не все вузы являются участниками этих программ, ситуация из года в год может меняться, поэтому за ней нужно следить. Обратим внимание, что прохождение подготовки к поступлению в одном институте не препятствует подаче документов в другой.
- Каждый вуз реализует требования закона, согласно которому дети-инвалиды имеют особые права при приеме на обучение и в процессе обучения:
- Квота бюджетных мест для детей-инвалидов. Она составляет не менее 10% от общего количества мест на каждую реализуемую программу. Здесь очень важно понимать, что квота не дает стопроцентную гарантию поступления ребенка на бюджет: если желающих больше, чем квотируемых мест, то будет проводиться конкурс среди подавших заявление по квоте.
- Организация специальных условий при поступлении и в процессе обучения. В том случае, если студент заявляет, что ему по состоянию здоровья необходимы особые условия, вуз обязан эти условия создать. В зависимости от потребности, вуз обязан обеспечить ассистента, предусмотреть специальные технические средства, учебные материалы, организовать проведение индивидуальных занятий с обучающимся, обеспечить доступ в учебные помещения для маломобильных студентов. Это обязанность высшего учебного заведения в силу закона.
- Особые права при освоении лицами с инвалидностью образовательных программ – разработка институтом адаптивных образовательных программ. Здесь очень важно понимать, что вуз не обязан создавать условия для всех категорий обучающихся и адаптировать все образовательные программы под предполагаемые потребности. Но ровно до тех пор, пока студент не востребует специальные условия, предоставив подтверждающие документы. А вот в этом случае вуз обязан обеспечить специальные условия своему студенту или разработать для него адаптированную программу – вне зависимости от количества таких студентов.
- Отдельным категориям студентов могут быть предоставлены меры социальной поддержки, в том числе в виде государственных социальных стипендий.
В ходе семинара были также рассмотрены такие вопросы, как трехуровневая система высшего образования, требования к уровню образования, закрепленные в профессиональных стандартах, утвержденных Министерством труда, особенности порядка приема в вузы по целевому обучению, учет индивидуальных достижений, за которые абитуриент может получить дополнительные баллы и преимущественное право зачисления в вуз.
Семинар сопровождал переводчик русского жестового языка.
Семинар состоялся в рамках проекта «Это то, что нам нужно!», реализуемого общественной организацией «Пеликан» при поддержке Министерства образования и молодежной политики Свердловской области (Соглашение 917 от 7 мая 2019 года).
Видеозапись семинара