В общественная палате Российской Федерации рассмотрели возможности для противодействия новому виду угроз.
23 марта в Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Биотерроризм — скрытая угроза обществу и государству». Участники мероприятия попытались дать определение самому понятию «биотерроризм», установить причины его возникновения и оценить возможности России в борьбе с этой угрозой.
Основные вопросы круглого стола сформулировал модератор мероприятия первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин.
«Где грань между конспирологией и реальной ситуацией в мире? Что такое биотерроризм? Это действительно новый вид угроз. Вопрос заключается в том, насколько эта угроза может иметь масштабный характер? Кто те люди, которые осмелятся на масштабные террористические акции с применением биоматериалов? Насколько наши силовые органы и гражданское общество готовы к отражению новых рисков и угроз? Кого подбирать для работы в силовых органах? Давайте попробуем выработать первичные представления о биотерроризме», — сказал он в начале встречи.
Генеральный директор ООО «Институт интеллектуальных технологий» Виктор Ананьев определил терроризм как идеологию, которая через устрашение воздействует на принятие политических решений. Он сказал, что корни терроризма лежат в человеконенавистничестве, а его главная цель — поддержание определенного баланса власти для управления миллиардами человек.
Член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий подчеркнул, что биологический терроризм не имеет границ. Он отметил важность международного сотрудничества и привлечения институтов гражданского общества к решению этого вопроса.
Кроме того, Владимир Винницкий обратил внимание на то, что государство на законодательном уровне передает борьбу с биотерроризмом в руки федеральных органов, хотя первый удар примут именно органы муниципальные.
«В законе об этом нет ни слова, хотя основные глаза и руки — это местные власти. Это требует законодательного изменения. Что касается гражданского общества — роль его нельзя сбрасывать и каким-то образом надо отображать в законодательстве», — сказал он.
Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Маргарита Павлова подчеркнула важность обсуждаемой темы и призвала максимально внимательно относиться к сигналам со стороны научного сообщества. Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Мухарбек Барахоев подчеркнул, что для противостояния современным угрозам требуется оперативно дорабатывать законодательство, и отметил, что основой противодействия является мнение экспертов.
Руководитель Санкт-Петербургской профессиональной ассоциации медицинских работников Александр Редько указал на отсутствие в России нормативных документов, которые давали бы гражданам четкие инструкции, как действовать в случае биотеррористической атаки. Он подчеркнул, что россияне не знают, на что им ориентироваться. При этом в СМИ транслируется недостоверная информация, что, по его словам, тоже является своего рода терроризмом. Александр Редько призвал указать в нормативных актах обязательность предоставления только достоверной информации, а также внимательно отнестись к мнению профессионалов, создав специальный совет.
Общественный деятель Артем Драгунов назвал основные факторы появления терроризма. По его словам, это глобализация, возникновение «корпоративных государств» — мегакорпораций, чьи интересы порой сталкиваются с государственными, мультиполяризация мира, технологическая развитость, доступность ресурсов и огромные миграционные потоки. Артем Драгунов также отметил проблему социального расслоения — бедственное положение толкает к терроризму огромное количество людей.
Директор агентства интеллектуальных решений «Интеграция», эксперт в области социальной реабилитации зависимых Константин Кунц в качестве одного из аспектов биотерроризма предложил рассмотреть наркоманию. По его словам, ситуация с потреблением инъекционных наркотиков в России остается одной из самых сложных в мире.
«Имея в знаменателе сформированную среду потребителей, мы можем рассматривать наркотик как инструмент доставки вируса. Пороги контроля упрощены. Все стало гораздо проще. Культура потребления и распространения поменялась кардинально — все ушло в интернет. Наркотик сам по себе биологическое оружие, потому что с его появлением в жизни человека он становится социально неприемлемым, опасным в каких-то случаях», — пояснил он.
В завершение мероприятия Михаил Аничкин сообщил, что все озвученные предложения и вопросы будут включены в итоговую резолюцию. Документ направят во все профильные ведомства.