13 марта 2020 г. В Челябинске состоялось расширенное совещание при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе на тему: «Реализация национального проекта «Экология» в Уральском федеральном округе: актуальные проблемы и их решение».
-
Для справки: реализация национального проекта «Экология» в России началась с 1 января 2019 года. Паспорт национального проекта был разработан Министерством природных ресурсов и экологии РФ во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и утвержден решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года.
-
Основными целями проекта являются:
- - Эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов;
- - Кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах;
- - Повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения;
- - Сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий;
- - Обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году.
- Для достижения указанных целей в рамках национального проекта предусмотрена реализация 11 федеральных проектов: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов» и «Внедрение наилучших доступных технологий».
Согласно утвержденной повестки на секции были рассмотрены следующие вопросы:В рамках совещания прошло 3 секции: «Чистая вода», «Чистый воздух», «Чистая страна и Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» и пленарное заседание.- В работе секции «Чистая страна и Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» от Свердловской области приняли участие Министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Смирнов Н.Б., заместитель министра Свалов Е.А., председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной Палаты Беленький М.Б., председатель Общественного Совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области Пахальчак Г.Ю.
- Модератором секции выступила Хавронина Татьяна Михайловна – заместитель исполнительного директора Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна»
- В работе секции «Чистая страна и Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» от Свердловской области приняли участие Министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Смирнов Н.Б., заместитель министра Свалов Е.А., председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной Палаты Беленький М.Б., председатель Общественного Совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области Пахальчак Г.Ю.
- Об итогах реализации в 2019 г. федеральных проектов «Чистая страна» и «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходам» и дальнейших планах до 2024 г.
- О проблемных вопросах в ходе реализации федеральных проектов, предложениях по их устранению и повышению эффективности реализации федеральных проектов.
- О расширении ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки, а также разработке плана по введению раздельного сбора твердых коммунальных отходов.
- Об общественном контроле реализации федеральных проектов и организации системы экологического просвещения.
-
С докладами выступили:
-
- председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды Бурматова В. В. «О предложениях по изменению федерального законодательства в целях повышения эффективности реализации федеральных проектов»;
-
- заместитель начальника Управления по сопровождению НП «Экология» и организации проектной деятельности Ведомственного проектного офиса Минприроды России Полянская Т. А.;
-
- директор Департамента металлургии и материалов Мипромторга России Серватинский П. В. «Реализация федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» в части оснащения промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления отечественным оборудованием»;
-
- член Совета Федерации от Челябинской области Федерального Собрания Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды Цепкин О. В. «О проблемах в методике тарифообразования при обращении твердых коммунальных отходов»;
-
- заместитель генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти и международному сотрудничеству ППК «РЭО» Королев С.В. «О мониторинге реализации территориальных схем (итоги, проблемы в регионах), реализации соглашений с региональными и муниципальными властями, заключении межрегиональных соглашений, разработке региональных программ поддержки инвестиционных проектов и их финансировании, стимулировании производства товаров из вторичного сырья»;
-
- представители органов государственной власти, координирующих выполнение проектов в сфере обращения с ТКО регионов Уральского федерального округа с информацией об итогах реализации проекта в 2019 году и проблемах, требующих решения в ближайшее время. От Свердловской области выступил министр энергетики и ЖКХ Смирнов Н.Б.
-
Анализируя выступления, можно сделать следующие выводы:
-
- Актуальность проблемы совершенствования обращения с ТКО обусловлена нарастанием объемов образующихся отходов, причем темпы образования отходов опережают их переработку, обезвреживание, утилизацию. Ежегодно в Российской Федерации образуется более 7 млрд тонн коммунальных, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов. Из них 30 млн тонн (150 млн куб. метров) - твердые коммунальные отходы (далее – ТКО). Несмотря на то, что доля ТКО составляет всего 0,43 % в общем объеме образования отходов, именно они на сегодняшний день становятся причиной протестных настроений населения России. Несанкционированные свалки в оврагах и лесах, переполненные контейнерные площадки во дворах домов, горящие свалки в черте населенных пунктов приносят огромный экологический, экономический и социальный ущерб. Традиционный способ утилизации ТКО в России — захоронение на полигонах, попросту говоря, свалках, где складируется около 85% ТКО. Загруженность полигонов в России сегодня на уровне 70−90%. Сейчас перерабатывается или сжигается не более 7–10% ТКО, около 10% теряется при транспортировке. Для сравнения:
-
Таблица. Утилизация и обезвреживание ТКО по итогам 2019 года
-
-
Страна |
Сжигание % |
Размещение на полигонах % |
Переработка % |
Россия |
- |
90 |
10 |
США |
33 |
52 |
25 |
Франция |
48 |
26 |
26 |
Финляндия |
71 |
1 |
28 |
Германия |
31 |
2 |
67 |
-
Как видно из таблицы Россия значительно отстает от указанных стран, еще более мы отстаем от Швеции, где уровень утилизации ТКО составляет 99 %.
- В Свердловской области ситуация соответствует общероссийским трендам : из 360 объектов размещения ТКО 234 объекта являются бесхозяйными; доля захораниваемых отходов составляет 88 % по отношению к общему объему образования отходов; недостаточно развита деятельность по переработке вторичных материальных ресурсов, отсутствует система раздельного сбора ТКО.
- В рамках федерального проекта «Чистая страна» предусмотрена ликвидация всех несанкционированных свалок в городах и самых опасных объектов накопленного экологического вреда (брошенные предприятия, места скопления промышленных отходов и так далее). Во всех регионах должна появится система общественного контроля, благодаря которой каждый гражданин сможет выявлять и помогать ликвидировать незаконные свалки. Бюджет проекта составляет 124,2 млрд руб.
- Основными задачами проекта«Комплексная система обращения твердыми коммунальными отходами (ТКО)» является формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. Новая система обращения с отходами необходима для создания отрасли по переработке отходов и улучшения экологической ситуации в стране. Необходима декриминализации данной сферы услуг, создание новых современных мусороперерабатывающих комплексов и полигонов, соответствующих всем стандартам, а также вовлечение населения страны в раздельное накопление отходов и бережное отношение к природным ресурсам. Планируется, что мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные объекты, которые исключат неприятный запах и защитят окружающую среду. Переполненные свалки рядом с жилыми районами будут закрыты, эти земли будут экологически восстановлены, здесь создадут парки и социальные объекты. Жильцов привлекут к сортировке мусора на фракции, что уже давно практикуется в развитых странах.
- Бюджет проекта составляет 296,2 млрд руб. Согласно целевым показателям к 2024 году:
-
- доля ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме ТКО составит 36%;
-
- доля ТКО, направленных на обработку, в общем объеме ТКО – 60%.
-
В результате реализации мероприятий нацпроекта «Экология» предусмотрено создание перерабатывающей инфраструктуры, на что субъектам РФ направят средства, полученные от экологического сбора. В целом планируется, что к 2024 г. будет собрано 15 млрд руб. для создания 200 современных объектов по сортировке, обработке и утилизации отходов.
-
По итогам 2019 года наметилось некоторое отставание в выполнении федеральных проектов, обусловленное следующими причинами:
-
- несовершенство законодательства, регулирующего обращение с отходами производства и потребления, в т.ч. с ТКО;
-
- отсутствие нормативной базы, регулирующей раздельный сбор ТКО, в т.ч. образование тарифов;
-
- отсутствие работающих механизмов экономического стимулирования раздельного сбора и переработки ТКО;
-
- недостаточный уровень экологической ответственности и компетентности населения, провоцирующего «мусорные» протесты.
-
По результатам работы секции на пленарном заседании были озвучены рекомендации в адрес Правительства РФ по мерам, направленным на устранение проблем в реализации федеральных проектов «Чистая страна» и «Комплексная система обращения твердыми коммунальными отходами (ТКО)»:
-
- формирование информационной базы данных об объемах и видах обработанных отходов в разрезе регионов, планируемых объемах производства;
-
- формирование планов по сокращению изделий из пластика и вовлечения стеклянной тары в оборот;
-
- расширение механизмов финансовой поддержки переработчиков отходов, сформировав единый института в формате «единого окна»;
-
- поддержать предложения Минпромторга России по налоговому стимулированию отрасли переработки отходов и стимулирования спроса путем формирования государственного и муниципального заказа на продукцию из вторичного сырья;
-
- разработать типовые технологические решения для организации комплексного обращения отходов для территорий Арктики, Крайнего Севера и иных малонаселённых территорий.
-
-
-