15 июля 2022 года завершен этап экспертного отбора объектов, выдвинутых для присвоения общественного статуса Свердловской области «Достояние Среднего Урала». Эксперты отобрали 15 объектов, для проведения 3 этапа – открытого общественного голосования. Согласно Положению о порядке проведения открытого общественного голосования по выбору объектов для присвоения общественного статуса Свердловской области «Достояние Среднего Урала»:
- Открытое голосование проводится в период с 1 августа по 1 октября текущего года.
- Открытое голосование проводится в форме электронного голосования.
- В открытом голосовании имеют право принять участие граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста и проживающие на территории Свердловской области.
- Открытое голосование в форме электронного голосования производится гражданами самостоятельно с использованием персональных стационарных и мобильных аппаратных средств выхода в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет через Платформу обратной связи (далее - ПОС).
- Для принятия участия в открытом голосовании в форме электронного голосования гражданам необходимо войти на сайт ПОС путем перехода по прямой ссылке https://pos.gosuslugi.ru/lkp/polls/338025/ и заполнить бюллетень.
Участник открытого голосования в форме электронного голосования имеет право проголосовать за три объекта.
Список объектов для голосования
№ | Наименование объекта | Краткое описание |
1. | Автономная некоммерческая организация «Профессиональный волейбольный клуб «Уралочка» | Волейбольная команда «Уралочка» создана в 1966 году при заводе транспортного машиностроения имени Я. М. Свердлова, в настоящее время ГО «Уралтрансмаш». В декабре этого же года команда завоевала право участия в чемпионате СССР. Старшим тренером команды был заслуженный тренер РСФСР А. В. Кильчевский. В том её составе выступали: Р. Кирдяшкина, Т. Петрова, Р. Салихова, Г. Дуванова, Т. Шмырко, Г. Толстова, Н. Курносова, Т. Наумова, В. Кулешова, В. Олейник. Заслуженный тренер СССР и России Николай Васильевич Карполь тренирует команду с 1969 года. Спортсменки «Уралочки» завоевали 15 медалей чемпионок Олимпийских игр, неоднократно побеждали на чемпионатах мира, Европы и в других крупнейших международных соревнованиях.До 2001 года команда называлась «Уралочка», Екатеринбург. |
2. | АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» | АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил) входит в Концерн «Уралвагонзавод» – лидер отечественного грузового железнодорожного машиностроения. Предприятие известно в мире как производитель бронетанковой техники. 11 октября 1936 года с конвейера Уралвагонзавода сошли первые грузовые полувагоны. Этот день стал официальным днем рождения предприятия. Сегодня один из крупнейших научно-производственных комплексов России включает в себя металлургическое, вагоносборочное, механосборочное, ремонтно-механическое, инструментальное и другие производства, позволяющие обеспечивать замкнутый цикл выпуска продукции. Четыре конструкторских бюро, в том числе головное в отрасли грузового вагоностроения, и два института дают возможность корпорации осваивать современные технологии, успешно разрабатывать и внедрять в серийное производство новые модели транспорта и спецтехники. Годы Великой Отечественной войны принесли Уралвагонзаводу славу заводатанкостроителя. Уральский танковый завод ежесуточно отправлял на фронт эшелоны танков. Более 6000 рабочих завода воевали и около половины из них отдали свои жизни за Родину. |
3. | Верхотурский кремль (1699-1712 гг.) | Город Верхотурье – один из первых городов на Урале (1598 г.). Верхотурский кремль первоначально построен в дереве, но частые пожары не раз уничтожали его и по этой причине, а также статуса города (столица Урала), в 1699 г. указом Петра I в Верхотурье начинается строительство каменного кремля. Верхотурский кремль представляет собой комплекс зданий XVII-XVIII вв.: государевы амбары, приказные палаты, дом воеводы, казначейство, Свято-Троицкий собор (1703 - 1712 гг.), пороховой погреб и здание поварни-караульни, а также наугольные башни и стены. Является единственным кремлем на Урале, возведен одним из последних и самым маленьким в России (2,3 га), тем не менее, это полноценное фортификационное сооружение. |
4. | День чествования наклонной башни Демидовых | Культурно-историческое мероприятие проводится в первую субботу августа с 2002 года с целью популяризации уникального архитектурного объекта - невьянской наклонной башни Демидовых. Событие призвано популяризировать историко-культурное наследие Свердловской области среди широкой общественности через трансляцию тематического контента на временной медийной площадке с использованием различньrх форм, приемов и методов донесения информации. Цели мероприятия:- популяризация культурно-исторического наследия Свердловской области посредством её архитектурного символа - Наклонной башни Демидовьrх (объекта культурного наследия федерального значения);- создание у участников проекта образа Свердловской области - развитого, современного региона, где масштабные и креативные проекты будущего опираются на глубокие исторические и культурные традиции, а также достижения сегодняшнего дня.- приобщение различных категорий населения и туристов к богатствам культуры, истории Урала, Свердловской области, Невьянского края;- содействие развитию гражданской ответственности, гражданской позиции и гражданского самосознания, возрождению и развитию патриотического духа общества, национального единства, национальной культуры, духовности и гуманизма; -развитие современных форм продвижения культуры;-содействие духовному и культурному развитию граждан. В ходе мероприятия при помощи современнъrх форм воздействия на аудиторию происходит погружение участников в историю Невьянска, старейшего города Свердловской области; города - завода, с которого началась история горнозаводского Урала. Через мастер-классы, экскурсии, игры, квесты раскрывается историческое наследие и современные достижения Свердловской области, вызывающие у участников чувство уважения к делам предков и гордости за настоящие свершения. На сегодняшний день бренд «День чествования наклонной башни Демидовьrх» хорошо известен не только в Свердловской области, но и за ее пределами. Мероприятие стало туристическим брендом Свердловской области. География посетителей - все регионы Российской Федерации, а также зарубежные страны: Беларусь, Казахстан, Германия, Италия. Ежегодно растет посещаемость этого культурного события: 2015 год - 8400 человек, 2016 - 10070; 2017 - 15000; 2018 - 18200; 2019 - 19500.Проводилось мероприятие и в период ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции 2020-21 годов. В 2022 году этому культурному событию исполняется 20 лет. |
5. | Колокольный завод «Пятков и К» | Самобытное колокололитейное ремесло зародилось на территории Пермской губернии, в которую входил Каменский завод, в XVIII–XIX столетиях. Сохранились первые чугунные колокола, отлитые в 1702 году на Каменском и Невьянском Н.Д. Антуфьева (Демидова) заводах. С освоением уральскими заводами технологий получения меди Невьянский завод стал довольно крупным колокололитейным центром России. Помимо колоколов для церквей собственных заводских поселений демидовские колокола, отлитые также в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, отправлялись для продажи в Сибирь на Ирбитскую ярмарку. В XIX веке продолжением традиций литья колоколов на Среднем Урале и Зауралье занимались частные заводы купцов Яринского в с.Бобровка под Екатеринбургом и Шишкина в Шадринске, а также Гилевых в Тюмени. В XX веке колокола подверглись особому гонению и искоренению, и тысячи тонн их были переплавлены и проданы как сырье за границу. Ремесло литья колоколов, в отличие от остальных народных промыслов, сохраняемых и оберегаемых в советское время, было запрещено и как следствие забыто.В Каменске-Уральском в 1990 году попробовать себя в колокололитейном деле решили работники литейно-механического цеха Уральского алюминиевого завода: начальник литейного участка Николай Пятков и старший технолог Модест Ощуков. Они взялись за создание колоколов для открывшейся в городе Покровской церкви. Молодой настоятель храма, ныне митрофорный протоиерей и почетный гражданин города Каменска-Уральского, отец Иоанн Агафонов хорошо отнесся к почину совершенно незнакомых ему людей. Первая звонница из семи колоколов для вышеназванного храма была отлита в медеплавильном отделении Уральского алюминиевого завода и первой в Свердловской области благополучно зазвучала на колокольне. За тридцатилетний период работы предприятие выполнило тысячи заказы для звонниц России и Зарубежья. Колокола ЗАО «Пятков и К», звучат на всех церквях Екатеринбурга – в Свято-Троицком кафедральном соборе, Храме-на-Крови, Большом Златоусте, на сотнях храмов сел и городов Свердловской и соседних с ней областей, в Москве, С.-Петербурге, от Калининграда до Владивостока. Звучат уральские колокола в США и Канаде, в Греции на Афоне, в Австралии, в Японии и во многих странах Восточной Европы.В 1995 году за исключительный вклад в дело возрождения традиций колокольного литья предприятие было отмечено благодарностью президента России Бориса Ельцина. Колокола на заводе «Пятков и К» отливают по старинной технологии. Они неповторимы по благозвучию. Самые маленькие весят 6 килограммов, большие достигают 16 тонн. ЗАО «Пятков и К» на протяжении многих лет вносит вклад в популяризацию колокололитейного ремесла. Ежегодно завод посещают около пяти тысяч туристов. Во время экскурсии посетители могут узнать весь технологический процесс изготовления колоколов и историю колокольного дела на Руси. На заводе можно послушать и позвонить в колокола. Под эгидой колокольного завода и администрации города с 2005 года в Каменске-Уральском ежегодно проходит колокольный фестиваль «Каменск-Уральский – колокольная столица». На него приезжают гости и звонари со всей России и ближнего зарубежья.XXI век стал для России временем осмысления духовных ценностей и временем нового расцвета храмовой архитектуры. Колокола и колокольный звон стали вновь сегодня нужными современному обществу, и не только как атрибут православия, но и как составная часть наших национальных истоков, как важнейший элемент российской городской и сельской культуры. Это явление можно оценить как потребность в живых корнях, как знак искреннего уважения наших историко-культурных традиций. Главным учредителем и директором ЗАО «Пятков и К» с октября 1991 года по сегодняшний день остается Николай Геннадьевич Пятков, профессиональный металлург-литейщик, выпускник УПИ им. С.М. Кирова. |
6. | Межрегиональная выставка-ярмарка «Ирбитская ярмарка» | Ирбитская ярмарка, основанная на исторических традициях, сегодня является точкой притяжения туристов, центром торговой активности города и региона. Ярмарка - это не только экономическая или торговая площадка, а также одно из крупнейших областных культурных событий. Межрегиональная ярмарка в Ирбите — это бренд не только города, но и Свердловской области, драйвер развития территории, катализатор роста предпринимательской инициативы, малого и среднего бизнеса. Ирбитская ярмарка возникла на месте древнего мансийского торга, вскоре, после основания в 1631 году Ирбитской слободы. Основание первого поселения на месте современного города относится к 1631 году, когда вблизи устья реки Ирбеи (Ирбит), впадающей в Ницу, верхотурским слободчанином Иваном Спицыным была заложена Ирбитская (Ирбеевская) слобода. В 1634-1635 годы в слободе образуется Торжок, а с 1638 года стала проводиться ежегодная ярмарка. Выгодное положение слободы на торговом пути из европейской части России в Сибирь привело к узаконению в 1643 году Ирбитской ярмарки. После перемещения границ русского государства к югу торговый путь от Верхотурья до Тюмени стал проходить вдоль Ницы и Туры, ярмарка приобрела всеуральское, а затем и всероссийское значение, являясь крупным перевалочным пунктом между Уралом и Сибирью, Европой и Азией. |
7. | Музейный комплекс военной и гражданской техники в городе Верхняя Пышма | Музейный комплекс военной и гражданской техники в городе Верхняя Пышма, основанный в 2006 году, на сегодня является одним из крупнейших в мире военно-технических музеев. В составе музейного комплекса работает открытая площадка и четыре выставочных центра — музей военной техники, музей автомобильной техники, парадный расчёт, музей авиации «Крылья Победы», на которых суммарно расположено более 1000 образцов техники. Музейный комплекс Уральской горно-металлургической компании — один из крупнейших в мире музеев военной и автомобильной техники и истории. В настоящее время в состав Музейного комплекса входят четыре выставочных центра и открытая экспозиционная площадка. За прошедшие годы музейный комплекс стал одним из самых популярных историко-культурных центров Уральского региона. В 2010 году его посетило 53 тыс. человек, то в 2011 — 68 тыс., в 201292 тыс., в 2013 — 140 тыс., в 2014 - 150 тыс., в 2015 — 181 тыс., в 2016 году- 204 тыс., в 2017 году — 214 тыс. человек, в 2018 году — 255 тыс. В настоящее время его гостями ежемесячно становятся более 20 тысяч уральцев, жителей соседних регионов, а также иностранных туристов. В коллекции музейного комплекса УГМК насчитывается порядка 12 тыс. экспонатов, в том числе около 500 образцов военной техники и около 500 советских и зарубежных автомобилей, мотоциклов, велосипедов других транспортных средств. В нашем музее организован «Живой рок» который дает возможность полного погружения в события Великой Отечественной войны, поскольку проходит непосредственно в музейной экспозиции. Великая Отечественная война. Оборона Москвы 1941-1942 гг. Учащиеся легко запомнят даты и события, относящиеся к Московской битве, узнают о предшествующих этапах, расстановке сил и особенностях условий, в которых проходили боевые действия. Также ребята смогут, познакомятся с образцами военной техники, стрелкового оружия и элементами униформы того периода. |
8. | Наследие П.П. Бажова | Павел Петрович Бажов (родился 15(27) января 1879г. Сысертский завод, похоронен в 1950г. на Ивановском кладбище Екатеринбурга) – выдающийся русский и советский писатель, фольклорист, публицист, журналист, учитель русского языка и литературы. Певец уральской горнозаводской цивилизации, создавший неповторимые образы уральских рабочих-творцов. Автор 55 уральских сказов, переведенных на более чем 70 языков мира. Стал первым уральским писателем, награжденным Сталинской премией (1943 г., за книгу «Малахитовая шкатулка») и орденом Ленина (1944 г.). Депутат Верховного Совета СССР 2-3-го созывов. В 2013 году сказы Бажова вошли в список «100 книг», рекомендованный Министерством образования и науки РФ школьникам для самостоятельного чтения. |
9. | Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства им. И.Д. Самойлова | Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени его основателя Ивана Даниловича Самойлова открыт в 1978 году. Здесь собраны лучшие образцы русского деревянного зодчества, у каждого объекта своя неповторимая история. Коллекция объектов деревянного зодчества, включенная в единое архитектурно-ландшафтное пространство, представлена отдельно стоящими и сгруппированными деревянными строениями культового, оборонительного, производственного, хозяйственного и жилого назначения, воссоздана планировка усадеб с организацией дворового и хозяйственного пространства. Весь музейный комплекс выглядит просто и практично, но за этой простотой скрывается подлинная красота, созданная мудростью наших предков. В сокровищнице музея сейчас находятся 16 объектов культурного наследия и музейные предметы, привезённые из 71 населённого пункта восьми районов Свердловской области. Визитной карточкой музея является самая большая и уникальная коллекция уральской народной росписи. Нижнесинячихинский музей-заповедник, как «уральская деревня», с «жизненным пространством», в котором воссоздана среда людей, с образом жизни, традициями и заботами уральского села, может по праву считаться достоянием Среднего Урала. |
10. | Песня «Уральская рябинушка» | Песне «Уральская рябинушка» уже более 65 лет по праву является визитной карточкой Урала и, особенно, Свердловска/Екатеринбурга. Уральская рябинушка» родилась в 1953 году, к десятилетию Уральского народного хора. Многие считают её народной, а у этой песни есть авторы и своя история: композитор Евгений Родыгин и поэт Михаил Пилипенко. В 50-е годы существовало два варианта песни «Уральская рябина» на слова одного автора - Елены Хоринской, но музыка двух композиторов Клары Кацман и Евгения Родыгина. Первоначально мелодию на стихи Елены Евгеньевны Хоринской уже написала Клара Абрамовна Кацман. Слова и музыка были опубликованы в газете «Уральский рабочий», но чуть позднее Евгений Павлович Родыгин увидел на столе у Хоринской стихи «Уральская рябина» и написал на них свою музыку. И обе эти песни некоторое время исполнялись Уральским хором. Но песня на слова Елены Хоринской с прекрасной мелодией Евгения Родыгина не пользовалась успехом. Слова, для того времени идеологически верные, но тяжелы для восприятия. Нужно было спасать ее, нужны были другие слова, мягкие, лирические, как сама музыка. Евгений Павлович Родыгин обратился с просьбой к поэту Михаилу Михайловичу Пилипенко. Пилипенко проблему понял и написал пять куплетов на готовую музыку. И хотя для хора пять куплетов много, но на премьере хор исполнил их все пять. Песня получилась лирической, душевной, слова легко запоминались и легли прочным пластом в память народную. Поздней осталось только три куплета. В таком виде песня обрела окончательный вид. Если сравнить текст стихов Хоринской и Пилипенко, то нужно отметить, что в первом случае рябина-рябинушка на втором плане, а на первом - производство, машина, работа. У Пилипенко же, наоборот, - на первом месте человек, его душа, переживания, сливающиеся с окружающей природой, и только потом - производство. Это и подкупило слушателей. После исполнения «Уральской рябинушки», Нижнесалдинским ансамблем, в состав которого входил Акинфиевский хор, на Всероссийском смотре художественной самодеятельности в 1954 году «Уральская рябинушка» зазвучала на радио. Чистые не замутненные идеологической болтовней или производственной темой слова песни легли в народную память легко и навсегда. «Уральскую рябинушку» в исполнении Уральского хора записывали на грампластинки все заводы фирмы "Мелодия": Апрелевский, Ленинградский, Рижский, Ташкентский. Эту песню воспроизводили в специальных музыкальных выпусках: «Уральский сувенир», «Сельские лирические песни», «Мелодии Уралмаша», «Избранные песни советских композиторов». В исполнении Уральского хора песня звучала в Европе, США, Японии, Китае, Северной Корее, не затерялась она даже в зеленых джунглях Амазонки. |
11. | Природный парк «Оленьи ручьи» | Природный парк «Оленьи ручьи» - особо охраняемая природная территории регионального значения. Парк был создан в октябре 1999 года в нижнем течении реки Серга от города Нижние Серги до деревни Аракаево. Площадь парка 12 700га. На территории находятся 22 памятника природы областного значения и 2 объекта культурного наследия федерального значения. На территории парка имеются оборудованные пешеходные маршруты для разных групп населения, в том числе для лиц с ОВЗ. |
12. | Трамвай города Волчанска | Трамвай города Волчанска занесен в книгу рекордов России как самый маленький город, где сохранилось трамвайное движение (30 марта 2009 года) и стал свидетельством общенационального и мирового признания. Уникальность волчанского трамвая еще в том, что большая часть его маршрута походит через лес: исторически сложилось так, что город оказался разделен на две части нежилой зоной. Волчанцы называют его лесным трамваем. Трамвай начал ходить с конца 1951 года, когда Волчанск был еще рабочим поселком, а до 1965 года он курсировал и до соседнего г.Карпинска. В настоящее время сотрудниками краеведческого музея Волчанска проводятся трамвайные экскурсии, во время которых рассказывается об истории угольного месторождения и города, о его достопримечательностях, о выдающихся земляках. Экскурсия пользуется популярностью в том числе у жителей соседних городов. |
13. | Уральский академический филармонический оркестр, находящийся под покровительством Губернатора Свердловской области | Один из ведущих симфонических коллективов России.Коллектив с 85-летней историей, обладающий индивидуальным исполнительским стилем. Продолжает и умножает традиции, заложенные не одним поколением артистов коллектива и его основателями — представителем московской дирижерской школы Марком Паверманом и ленинградской — Александром Фридлендером. Был создан в 1936 году на базе Симфонического оркестра Свердловского областного радиокомитета, сформированного Марком Паверманом. Ежегодно представляет публике Свердловской области, России и зарубежных стран свыше 100 концертов и более 70 программ. С 1995 года оркестр возглавляет выдающийся российский дирижер, Народный артист России, Лауреат государственной премии России Дмитрий Ильич Лисс. Гастроли – 21 страна. Выступал в крупнейших и самых престижных концертных залах мира: Берлинская филармония, Elbphilharmonie (Гамбург), Konzerthaus (Вена), Концертгебау (Амстердам), «Плейель» (Париж), Тонхаллле (Цюрих), Виктория-холл (Женева), Кеннеди-центр (Вашингтон), а также в концертных залах Японии, Китая, Бельгии, Люксембурга, Словении Хорватии и других стран. Партнёром зарубежных проектов оркестра выступает всемирно известное Европейское артистическое агентство «Карстен Витт Мьюзик менеджмент» (Германия).Участник концертной жизни российских столиц. Только за последние два сезона 2020/21 и 2021/22 УАФО выступил в программе авторского абонемента Дениса Мацуева в Большом зале Московской консерватории, триумфально представил «Турангалила-симфонию» Оливье Мессиана в Концертном зале Мариинского театра и новом Московском зале «Зарядье», принял участие в проекте «Зарядья», посвящённом Дмитрию Шостаковичу, участвовал в праздновании 100-летних юбилеев Московской и Петербургской филармоний в Концертном зале имени Чайковского в Москве и Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Лауреат международной премии «Opus Klassik» за совместный альбом «Русский свет» с выдающейся певицей Ольгой Перетятько («Sony Classical», дирижёр — Д. Лисс, 2018). Обладатель высшей оценки авторитетного британского журнала BBC Music Magazine за первый альбом музыки Габриэля Прокофьева («Signum Records», солисты — Б. Марсалис, Mr Switch, Дж. Бёрджесс, Б. Андрианов; дирижер — А. Богорад, 2019).В дискографии коллектива — 38 СD (в том числе, на всемирно известных лейблах «Sony Classical», «Warner Classics», «Mirare», «Signum Records»).Инициатор и основной участник международных проектов федерального масштаба, проходящих в Свердловской филармонии:- Симфонический форум России в Екатеринбурге,- Международные музыкальные фестивали «Евразия», «Безумные дни в Екатеринбурге», Bach-fest.Выступал на известных музыкальных фестивалях, в том числе «La Folle Journee» (Нант и регион Луарских земель, Бильбао, Токио), Beethovenfest (Бонн), Kissinger Sommer (Бад-Киссинген), Музыкальный фестиваль в Райнгау (Висбаден), Фестиваль Радио Франции (Монпелье), Фортепианный фестиваль в Ла-Рок-д’Антерон, «Русское Рождество в Кеннеди-центре» (Вашингтон), Международный зимний фестиваль «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), Транссибирский Арт-фестиваль Вадима Репина, «Звезды белых ночей» Валерия Гергиева и др. Творческий партнёр выдающихся дирижёров и солистов современности. Дирижеры - Дмитрий Китаенко, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, Клаус Теннштедт, Кшиштоф Пендерецкий, Элиаху Инбал, Жан-Клод Казадезюс, Валерий Гергиев, Лейф Сегерстам, Александр Лазарев, Михаил Плетнев, Андрей Борейко, Даниил Райскин.Солисты - Мстислав Ростропович, Виктор Третьяков, Дмитрий Башкиров, Дмитрий Хворостовский, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Николай Петров, Ольга Бородина, Александр Князев, Лиана Исакадзе, Питер Донохоу, Пьер-Лоран Эмар, Борис Березовский, Николай Луганский, Бенджамин Гровнер, Вадим Репин, Денис Мацуев, Сергей Крылов, Фредерик Кемпф, Вадим Холоденко, Анна Нетребко, Андрей Коробейников, Саяка Сёджи, Ольга Перетятько, Алёна Баева. Благотворительный фонд поддержки Уральского филармонического оркестра. Создан в 1996 году. Один из самых первых Фондов в России в области музыкального классического искусства. Благодаря Фонду УАФО преодолел кризисное время, продолжил творческий рост, получил в своё распоряжение 11 коллекционных струнных инструментов мастеров прошлого, обновил инструментарий духовой группы оркестра, ведёт интенсивную гастрольную деятельность. В числе почётных попечителей УАФО — представители российской музыкальной элиты и друзья оркестра Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Юрий Башмет. С 2017-го года оркестр получает Грант Президента Российской Федерации в области культуры и искусства (единственный среди региональных симфонических оркестров нашей страны).С 2019 года входит в состав участников Международного проекта «Русские сезоны», представляющего лучшие творческие силы России в зарубежных странах. По итогам сезона 2019/2020 Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса удостоен Приза Ассоциации музыкальных критиков России. В 2021-м году по случаю 85-летия оркестр выпустил новый виниловый диск. Альбом, записанный Reachsound.Art, стал седьмым винилом УАФО, вышедшим после почти полувекового перерыва. Первый увидел свет в 1953 году, шестой — в 1977-м, когда коллективом ещё руководил его основатель Марк Паверман. В новом альбоме запечатлены знаковые для оркестра сочинения: «Румынская рапсодия № 1» Энеску, «Франческа да Римини» Чайковского, Вальс Равеля. Эти произведения коллектив исполнял в лучших залах мира, таких как Плейель (Париж), Венский Концертхаус, концертные залы Мариинского театра и Санкт-Петербургской филармонии, Концертный зал имени Чайковского (Москва). |
14. | Уральский рок | Первые музыкальные коллективы, которые можно отнести к жанру рок-музыки, появились в Свердловске в начале 1970-х. Эти группы не исполняли песни популярных в то время ВИА «Поющих гитар», «Весёлых ребят», а копировали «Битлз», «Лед Зеппелин», «Блэк Саббат». Члены рок-групп «Бумеранг», «Полимер», «Пилигрим», «БИОС», «Альтаир», «Эврика» были в основном студентами институтов, потому там и базировались. В 1972 году группа «Бумеранг» завоевала звание лауреата Всероссийского студенческого фестиваля рок-групп в городе Куйбышеве. В середине 1970-х возникают группы, пытающиеся выйти за рамки простого копирования и создавать собственные произведения. Наиболее известны и интересны среди них «Студия Архитектурного Института» (ныне — УрГАХУ) и «Сонанс» (УрГУ), исполнявшие сложные полифонические многочастные композиции, используя наряду с электрическими духовые и шумовые инструменты. Их выступления были насыщены разнообразными сценическими и светотехническими эффектами, включая и показ слайдов. Эти группы опирались на русский фольклор и достижения классической музыки XX века (С. Прокофьев, К. Пендерецкий). В 1976—1977 годах стали лауреатами фестивалей в Риге. В 1978 на фестивале «Весна УПИ» сильное впечатление на свердловских рок-музыкантов производит московская «Машина Времени», удачно сочетавшая русский текст с характерными интонациями рока. В том же году группа «Сонанс» выступает на фестивале в подмосковном городе Черноголовка вместе с лидерами всесоюзного рок-андеграунда. В 1980 начинается новый этап в развитии свердловской рок-музыки. Её лидер «Сонанс» делает поворот в творчестве, исполняя более простые и демократические песенные формы. Одна из основных причин — растущая популярность «Машины Времени» и её последователей. Через полгода после создания студийной записи группа распадается на две: «Трек» и «Урфин Джюс». В июне 1981 по инициативе комитета комсомола Архитектурного института проводится I городской рок-фестиваль, в котором участвует около 10 групп. В числе лучших — «Трек», «Урфин Джюс», «Р-клуб», «Отражение».В декабре 1982 Свердловский горком комсомола впервые проводит выездной семинар по проблемам молодёжной музыки. В его программе были лекции и совместные выступления групп. Через полгода состоялся II семинар, на котором появляются новые группы, в том числе и «Наутилус Помпилиус». В результате образуется довольно сплоченный круг единомышленников, насчитывающий несколько десятков человек, которые постоянно общаются, совместно музицируют, обсуждают новые композиции друг друга, устанавливают личные контакты с рок-музыкантами других городов.«Урфин Джюс» Это первая рок-группа Свердловска, о которой услышали широкие массы. В конце 1980-го года, когда группа появилась, благодаря нескольким талантливым музыкантам во главе с «дедушкой уральского рока» Александром Пантыкиным. Уже в 1981 году с подачи Комсомола группа выступает на первом свердловском рок-фестивале. После этого лидер коллектива меняет ее состав. В группу приходит Егор Белкин, который позже уйдет в Nautilus Pompilius, а затем присоединится к группе «Настя», где и играет до сих пор вместе с супругой. За барабаны в этом же время садится Владимир Назимов, позже игравший в «Чайф».Nautilus PompiliusМузыкальными экспериментами Вячеслав Бутусов увлекался с конца 1970-х годов, однако свое самое известное детище архитектор создал в ноябре 1982 года, когда была записана первая демо-пластинка «Али-Баба и 40 разбойников». Уже летом следующего года на свет появился полноценный дебютный альбом «Переезд», с которого начинается официальная дискография группы.«Чайф» В 1985 году на горизонте уральских гор появилась еще одна группа, ставшая одной из самых известных на всю страну. Ее создали два школьных товарища – Владимир Шахрин и Владимир Бегунов. К ним в середине 1980-х годом присоединись Олег Решетников и Вадим Кукушкин. Уже в 1986 году «Чайфов» на первом фестивале Свердловского рок-клуба одобряет публика, после чего второй альбом музыкантам помогают записать Вячеслав Бутусов, Альберт Потапкин и Егор Белкин. Эта запись принесла группе популярность на столичном уровне. «Агата Кристи» Одна из самых популярных российских групп в России в середине и второй половине 1990-х годов. Появилась в 1985 году (хотя официальная дата основания 1988 год – когда был записан первый студийный альбом «Второй фронт»). Основана Вадимом Самойловым, Александром Козловым и Петром Маем. Позже к коллективу присоединился младший брат Вадима – Глеб Самойлов. На фестивале Свердловского рок-клуба в 1988 году группа произвела фурор. На сцену пожать руки музыкантам вышли Вячеслав Бутусов и Андрей Макаревич. Это был настоящий успех. «Смысловые галлюцинации» Название группы появилось в далеком 1989 году, тогда же появился первый состав коллектива. Группа стала последней, принятой в Свердловский рок-клуб. В эти годы коллектив особо ничем себя не проявил, а Сергея Бобунца можно было с большой натяжкой назвать лидером коллектива. Только в 1995 году он объединил вокруг себя новый состав. Через годы выходит дебютный альбом «Разлука NOW», посвященный группе «Наутилус Помпилиус». Через год выходит второй альбом «Здесь и сейчас», также не принесший группе всероссийской славы. «Глюки» часто выступали в Екатеринбурге, но за его пределами особой популярностью не пользовались. Даже третий альбом «Акустическая юность» не изменила ситуации. Коллектив выступал на концертах и на радиостанциях (например, часто группа приходила на «Радио 101»), но хитами песни не становились. Все изменилось в 2000 году, когда на радиостанции «Наше Радио» в ротацию попали несколько песен коллектива. В числе их – «Вечно молодой» и «Розовые очки», которые попала в качестве саундтрека в фильм «Брат 2». Сразу после этого группа стала выступать на фестивале «Нашествие». |
15. | Уральский характер | На протяжении многих лет, в том числе и в годы Великой Отечественной войны, когда Урал ковал победу, большая часть населения Свердловской области была занята в области металлургии или машиностроения. Но, несмотря на промышленный характер региона, здесь активно развивалась культура и экономика. Именно тогда уральцы сформировали свой особенный «уральский характер», который закалился как сталь в критической точке защиты Отечества. Люди, которые вносили неоспоримый вклад в дело победы в Великой Отечественной войне, также заложили фундамент для дальнейшего развития науки, промышленности и культуры в Свердловской области. Уральский добровольческий танковый корпус – это уникальное танковое соединение, которое было создано сверхурочным трудом уральских рабочих на добровольные взносы жителей трех областей – Свердловской, Челябинской и Молотовской (ныне - Пермский край). Формирование корпуса - особая страница в истории Урала и России. Корпус - это детище трудящихся Урала, уникальный подарок фронту. Все, что необходимо для корпуса, от пуговицы до танков Т-34, было сделано и приобретено не только на сбережения рабочих людей, а также благодаря «уральскому характеру». «Уральский характер» ассоциируется с такими качествами личности, как самоотверженность, верность долгу, добросовестность, выносливость. «Уральский характер» – гордость и опора Урала. |