Новости
Последние события Общественной палаты Свердловской области

2 декабря в Екатеринбурге ведущие российские ученые, специалисты и эксперты в области теологии и исламоведения обсудили роль мусульманского сообщества России в системе противодействия экстремизму и идеологии терроризма. Уральская столица традиционно стала площадкой для проведения ежегодной научно-практической конференции «Ислам на Урале: история, современность, вызовы», которая в этом году прошла в пятый, юбилейный раз.

К участникам конференции с приветствием от имени Верховного муфтия России, Шейх-уль-Ислама, Председателя Центрального Духовного управления мусульман России Талгата Сафа Таджуддина - Главный муфтий Уральского федерального округа, муфтий Курганской и Челябинской областей Ринат-хазрат Раев: «Мы уже в пятый раз собрались для рассмотрения актуальных вопросов ислама, волнующих современное общество, и совместными усилиями наметить путь их решения. Несомненно, единение и постоянный диалог помогают достичь братских взаимоотношений среди последователей всех современных конфессий», – сказал муфтий, подчеркнув слаженность отношений между Свердловской областью и Центрального духовного управления мусульман России.

Участники конференции обсудили механизмы выработки конструктивных решений в вопросах противодействия религиозному экстремизму и национальной нетерпимости.

Исполняющий обязанности вице-губернатора Свердловской области Олег Чемезов от имени главы региона Евгения Куйвашева поприветствовал муфтия, имамов и всех собравшихся.

«Свердловская область является одним из наиболее многонациональных и поликонфессиональных регионов России. В регионе налажено консультативное взаимодействие и сотрудничество с представителями всех официальных конфессий. Ислам в истории Урала занимает особое место, так как является традиционной религией целого ряда коренных народов нашего региона. Трудно переоценить вклад представителей мусульманского сообщества в развитие науки, культуры, производственных достижений нашего региона и страны в целом. Мусульманское духовенство является опорой и союзником властей в работе по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений», – отметил и.о. вице-губернатора.





Также прозвучало приветствие от Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви, которое огласил председатель отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей, настоятель Никольского храма при Уральском государственном  горном университете, заведующего кафедрой теологии ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет, кандидата педагогических наук, протоиерей Игорь Владимирович Бачинин: «Одной из главных проблем является падение уровня и общего, и религиозного образования. Эта проблема и нашей страны, и республик Центральной Азии. К сожалению, мы наблюдаем, что общий культурный и образовательный уровень молодежи год от года снижается, люди стали меньше читать, меньше размышлять. Зачастую отсутствуют элементарные знания религиозных и культурных традиций своего народа. Отсюда мы и наблюдаем рост радикальных и экстремистских взглядов самых разных направлений, отсюда непонимание и неприятие иного. Это наша с Вами общая проблема, и христиан, и мусульман. Поэтому просветительская деятельность, которую осуществляют представители традиционных конфессий, крайне важна. Она является действенной и эффективной мерой профилактики радикализма и экстремизма.

Хочется отметить, что подобные научные форумы позволяют понять многие фундаментальные проблемы нашего общества, поговорить о них и постараться найти пути решения данных проблем».

Также прозвучали приветствия от имени Председателя Законодательного собрания Свердловской области Людмилы Бабушкиной, которое огласил депутат ЗакСО Александр Каптюг, от руководства «Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования», озвученное  советником по международным вопросам Фонда Магомедбаширом Албогачиевым, а также приветственное слово от заместителя Министра общественной безопасности Свердловской области Олега Торгашева.

Общий тон последующей дискуссии в своем приветственном слове задал председатель Рабочей группы по духовно-нравственному воспитанию, гармонизации этноконфессиональных отношений, профилактике экстремизма и противодействию идеологии терроризма Общественной палаты Свердловской области, Президент Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма» Сергей Павленко.

«Сегодня мы обсуждаем не совсем свойственную для Урала тему – ситуацию в Афганистане и приход к власти там движения «Талибан», признанного в Российской Федерации террористическим, - сказал Сергей Павленко. - Казалось бы, где Кабул, а где Екатеринбург? А на самом деле не так уж и далеко! Во-первых,  в нашем городе находится командование Центрального военного округа,  в зону ответственности которого входит, в том числе, Центрально-Азиатский регион. Во-вторых, Свердловская область привлекает более 30% всех трудовых мигрантов, которых в докоронавирусное время более миллиона ежегодно приезжало в Уральский федеральный округ. 70% от этого потока формируют уроженцы Центрально-Азиатских государств. Поэтому важно понять, чего нам ожидать в ближайшее время, подумать над тем, как защитить наш регион и нашу страну от распространения радикальных идеологий. Ведь в данном вопросе, как и много раз до этого, представители мусульманского духовенства находятся на переднем краю обороны. Надо знать, к чему быть готовым. Надеюсь, сегодня мы получим исчерпывающие ответы на эти вопросы».

И ответы были получены, поскольку конференция собрала лучших отечественных и зарубежных специалистов по Афганистану, радикальному исламизму и исламской теологии.

Введущий специалист Центра научно-аналитической информации Института востоковедения РАН, Чрезвычайный и полномочный посол РФ (в отставке) Максим Пешков высказал опасение, что деятельность талибов* в Афганистане создает дополнительные риски для России. Он обратил внимание, что ключевые посты в новом правительстве заняли представители «военного крыла» движения.

Директор Центра исследовательских инициатив "Ma'no" из г. Ташкент Бахтиёр Эргашев в своем выступлении указал на значительные риски роста радикальных настроений в государствах Центральной Азии в связи с последними событиями в Афганистане, поскольку победа движения «Талибан» над проамериканским правительством может послужить вдохновляющим примером для многих исламистских группироков.

Заведующий кафедрой международной безопасности факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН Василий Христофоров в свою очередь рассказал о том, что последние события в Афганистане не могут не вызывать обеспокоенности в связи со значительными миграционными потоками из Центральной Азии в Россию, и риторикой общности ханафисткого мазхаба мусульман Афганистана, Центральной Азии и России.

Объяснению теологических отличий в рамках ханафитского мазхаба между движением «Талибан» (запрещено в РФ) и мусульманами России и Центральной Азии посвятил свое выступление старший преподаватель кафедры систематической теологии Российского исламского института в Казани Мухаммед Муратов. Он отметил, что талибы являются приверженцами ханафитского мазхаба. Хотя это та же правовая школа, которая распространена среди российских мусульман, но, подчеркнул Муратов, в России распространена ашаритско-матуридитсткая школа, которая отличается своей гибкостью. Благодаря ей, российские мусульмане мирно уживаются и взаимодействуют с окружающими.

«Этот мазхаб является толерантным, рациональным. Священные тексты воспринимаются через логику, разум. По сути дела он выстраивает модели, как мусульмане могут выстраивать отношения с окружающим социумом. Обратите внимание, как в нашей стране была создана модель толерантного отношения между народами, а по сути является моделью взаимодействия при решении общих вопросов. Это толерантная школа отличается гибкостью в восприятии», — отметил Муратов.

По его словам, талибы, хотя и придерживаются ханафитского мазхаба, жили в других политических и экономических реалий. Эксперт напомнил, что долгое время Афганистан находился в зависимости от других стран, был колонией Великобритании. И отсюда — неприятие западных ценностей и борьба за чистоту ислама от иностранных примесей.

Еще один фактор, на который обратил внимание эксперт, — в Афганистане на протяжении последних 40 лет не прекращались войны. И целые поколения за свою жизнь ничего не видели кроме боли, палаточных городков для беженцев и смертей.

В тоже время он отметил, что в сравнении с тем, что из себя «Талибан» представлял несколько десятков лет назад, нравы в движении смягчились. По словам Муратова, талибы* охотнее идут на контакт с окружающим миром и пользуются современными технологиями. Соответственно на политическом уровне с ними можно вести диалог. К слову, в начале июля 2021 года сразу после смены власти в Афганистане представители «Талибана»* встретились в Москве со спецпредставителем президента России по Афганистану Замиром Кабуловым. Впрочем, спешить с исключением движения из списка террористических организаций российские власти спешить не будут.

Вместе с тем многие докладчики отметили, что облик «Талибана» изменился со времен вывода из Афганистана советских войск. По мнению Мухаммеда Муратова, в «Талибане» произошла некоторая «либерализация», если сравнить с тем, что было в движении несколько десятков лет назад. Соответственно, как полагает Мухаммед Муратов, если Россия продемонстрирует дружеское отношение к новому режиму в Афганистане, то и риски для РФ будут сведены к минимуму.

Однако расслабляться не стоит. Заместитель директора по безопасности Сургутского политехнического колледжа, эксперт Антитеррористической комиссии ХМАО-Югры, президент межрегиональной общественной организации «Кибердружина УрФО» Андрей Комов наглядно показал изменение методов распространения деструктивных идей исламистского толка в виртуальном пространстве среди мусульман Уральского федерального округа. По мнению эксперта, победа талибов способствует радикализации части исламской молодежи в России, и прежде всего Средней Азии, популяризации среди нее именно джихадистской модели поведения. Идеи, продвигаемые талибами, опираются на большинство афганского общества, состоящего в основном из крестьян. Именно поэтому, несмотря на давление извне и войну, поддержка Талибана постоянно растет, поскольку идеология талибов отвечает внутренним убеждениям населения. Такую же поддержку они имеют и у родственного крестьянского населения Таджикистана и Узбекистана. А эти люди едут в качестве трудовых мигрантов в Россию. Популярность запросов через поисковые системы по поводу деятельности движения «Талибан» в странах Центральной Азии увеличилась в сотни раз.

«Поэтому, расслабляться нам не стоит, - сделал вывод модератор конференции, эксперт Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма», доцент кафедры теологии УГГУ Алексей Старости. – Российские имамы должны быть готовы разъяснить верующим теологические отличия идеологии террористов от российского традиционного ислама.

После перерыва работа конференции продолжилась в секциях.

На «Школе имамов Среднего Урала» старший преподаватель кафедры систематической теологии Российского исламского института Мухаммед Муратов и имам-ахунд, Председатель Регионального Духовного управления мусульман Свердловской области, старший преподаватель кафедры теологии ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет» Радиф Гиндуллин рассказали о богословских и практических аспектах обрядов жизненного цикла, а также о вкладе исламской цивилизации в мировую науку и культуру.

А в рамках круглого стола «Формирование позитивного духовно-религиозного климата, профилактика экстремизма и противодействие идеологии терроризма в мусульманской среде» директор Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Ринат Патеев рассказал о трансформациях современного исламского мировоззрения, освятив как деструктивный, так и созидательный потенциал данного явления.

В свою очередь Алексей Старостин рассказал о лучших зарубежных и отечественных практиках в адаптации и интеграции иностранных граждан из стран с традиционным распространением ислама с учетом их этнокультурных особенностей. Особое внимание в докладе он уделил роли органов государственной власти, учреждений образования и культуры, национальных диаспор и различных некоммерческих организаций в указанных процессах.

Также на конференции обсуждалась роль мусульманского сообщества в противодействии экстремизму и идеологии терроризма, история и современное состояние ислама в России и на Урале, перспективные направления развития государственно-исламских отношений в России и на Среднем Урале, межконфессиональный диалог и социальное служение.

Добавим, что организаторами конференции выступили Региональное Духовное управление мусульман Свердловской области в составе Центрального Духовного управления мусульман России, кафедра теологии  ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет», Уральская ассоциация «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма», Свердловская региональная общественная организация Содействия духовному развитию Татарской и Башкирской культуры «Ярдам» при поддержке региональных Департамента внутренней политики и Министерства культуры Свердловской области.

Полезные ссылки