Новости
Последние события Общественной палаты Свердловской области

Как работает Общественной палата Свердловской области, какие вопросы решаются и какие предпринимаются меры, на каком уровне качество российского образования и стоит ли опасаться за жизнь будущих поколений? Обо всём этом и многом другом мы говорим с членом Общественной палаты Свердловской области, председателем рабочей группы по поддержке семьи и детства и директором Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании» Вероникой Пиджаковой.

«Достаточно обменяться друг с другом несколькими фразами, и будет всё понятно…»

- Вероника Валерьевна, расскажите, пожалуйста, подробнее о том, что входит в ваши обязанности в работе в Общественной палате?

- У каждого члена Общественной палаты есть определенная роль. Я представляю педагогическое и родительское сообщество и как руководитель рабочей группы по поддержке семьи и детства и заместитель председателя комиссии по образованию влияю на некоторые процессы в этих сферах через общественное мнение.

Палата может порекомендовать губернатору или министерству обратить внимание на конкретный вопрос. Например, вместе мы решали проблему всеобщего привлечения детей к участию в федеральном проекте «Всероссийская олимпиада школьников». С его помощью можно найти одарённых ребят. В регионе также есть показатель, связанный с количеством победителей и призеров: команда губернатора через министерство даёт поручение директорам школ организовать участие не менее чем восьмидесяти процентов детей.

Организаторам олимпиады такие цифры не нужны. Кроме того, если ребёнок будет воспринимать олимпиаду как дополнительную контрольную работу, то это не даст никаких результатов. Лучше вложить средства в увлеченных людей, и тогда мы получим несколько олимпиадников на регион быстрее и эффективнее, чем при участии большого количества «загнанных» детей. Таким образом, мы понимаем, что этот механизм не даёт отдачу, нужен другой.

- Что касается деятельности рабочей группы, председателем которой Вы являетесь, как проходят собрания и сам процесс принятия решений? С кем всё согласовывается?

- На сегодняшний день собрания – это что-то устаревшее, потому что ковид всех научил работать удаленно. Если нужно выработать конкретное экспертное решение, то достаточно обменяться друг с другом несколькими фразами в чате для узкого круга лиц, и будет всем всё понятно. Безусловно, все рекомендации готовятся заранее, в чатах или ZOOMе. После этого предложения направляются письмом губернатору. Я также могу выдать письмо или оформить просьбу рекомендательного характера. Как правило, для этого обращаюсь к экспертам моей рабочей группы – и к членам палаты, и к привлеченным специалистам.

Заседания рабочей группы – это межведомственные собрания, когда нам нужно обсудить вопрос с разных сторон. Например, вышел проект «Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации до 2030 года». Мне, как зампреду по образованию и председателю рабочей группы, пришёл документ: я должна его изучить и предложить другим комиссиям включиться в работу по конкретным пунктам.

Если говорить о безопасности ребенка в интернете, то подключаются коллеги из рабочей группы по IT-безопасности, эксперты из отделов полиции, службы безопасности и смотрят, какой комплекс мероприятий сегодня нужно рекомендовать. В работе над пунктом по профилактике детских суицидов наша главная задача – сформировать у ребенка представления о том, что жизнь – это ценность. Поэтому мы через нашу группу по социальной поддержке и волонтёрству предлагаем школам привести детей в хосписы и паллиативные центры.

«Нужно уметь задавать «правильным» людям вопросы…»

- Вероника Валерьевна, Вы уже затронули вопрос о проекте «Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации до 2030 года». На заседании Общественной палаты Свердловской области Вами были озвучены предложения рабочей группы по четырём наиболее важным пунктам: о профилактике подросткового и детского курения, детской смертности, преступлений против половой неприкосновенности детей, а также безопасности ребёнка в цифровом пространстве. На Ваш взгляд, какими должны быть первые шаги на пути к решению этих вопросов?

- В вопросе о профилактике подростковой смертности нужно взаимодействовать с волонтёрами. Считается, что мы травмируем детей, если они увидят раковых больных, инвалидов – и те, и другие пострадают. На самом же деле никто не пострадает: это нормальная жизнь, это всё это присутствует в настоящий момент. Если мы формируем ценность жизни, значит надо её показывать со всех сторон.

Что касается профилактики курения, то должна быть нормативная база другая. Сегодня вейп «прилип» к губам каждого четырнадцатилетнего человека. Кроме того, существует проблема с доступом в туалеты: кабинки постоянно заняты, и другие не успевают сходить. Вопрос важный, должен стоять не трегиональном и федеральном уровне. Нужно говорить об ответственности, и мы над этим работаем.

Важно также помнить, что интернет мы не запретим, но нам нужно сформировать безопасность. Нужно учить учителей биологии и начальных классов расставлять границы, говорить о правилах нижнего белья – научить людей говорить про это.

- Если говорить о вопросе качества питания в школах, как данный вопрос решается в настоящий момент?

- Качество питания связано с региональным и федеральным финансированием, с системой мониторинга самой еды в школах. Это большой системный важный вопрос. Ты будешь его решать, если понимаешь, как работает механизм. Рабочая группа по поддержке семьи и детства – это как раз таки решение проблем. Я их знаю и точно могу увидеть такие «перекосы» в системе. Кроме того, нужно ещё уметь задавать «правильным» людям вопросы про это и, так или иначе, влиять на развитие ситуации.

Если родители ежедневно не приходят в столовую и не съедают обед, то работники очень быстро расслабляются. Вопрос решается на уровне школы, и у взрослых есть между собой дежурство. Мама приходит за ребёнком на двадцать-тридцать минут раньше и, пока ждёт, идёт в столовую. Она оценивает чистоту, затем съедает обед и оценивает вкусовые качества. Таким образом, у нас есть ежедневный мониторинг разными родителями столовой: мы знаем, что давали в конкретный день, и насколько это было вкусно.

«Это их жизнь, и они её живут…»

- Всероссийский форум «Педагоги России» взаимодействует с Общественной палатой Свердловской области? Как эти две деятельности перекликаются у Вас?

- Да, безусловно, взаимодействуют, так как ещё одна важная задача палаты – защищать педагогическое сообщество. Приведу пример, связанный с Всероссийскими проверочными работами. Мало кто знает, что за них нельзя выставлять оценки, потому что мы проверяем не детей и даже не педагогов – мы ищем ошибки системы. Когда видим, что весь регион  «спотыкается» на изучении фонем или математических формул, понимаем что на уровне федерации или обучения педагогов не увидели это: не доучили сегодняшних студентов, и они нам через несколько лет выдали всеобщий провал на ВПР.

Но поскольку детям выставляют оценки за ВПР, подгоняются их результаты – у учителей есть показатель хорошо написанных работ – то получаются виноватыми в плохом написании педагоги. Ведь изначально этот инструмент придумывался как инструмент проверки «А хорошо ли работает система?». Вместо этого мы превратили его в инструмент «А хорошо ли работают педагоги?» и пытаемся этим инструментом «мучать» педагогов.

- Вы сами как родитель обеспокоены будущим своих детей и последующих поколений?

- Нет, меня это абсолютно не беспокоит. Во-первых, это их жизнь, и они её живут. Во-вторых, я убеждена, что качество образования у нас прекрасное, и есть огромное количество всяких возможностей. Всё трансформируется – прекрасно, мир проектный – прекрасно. История про образование – это вопрос о том, чтобы научиться познавать, действовать, научиться жить, причём совместно с другими людьми. Этот кризис – попадания ребенка в школу – идёт ему на пользу. Он преодолевает сложности и учится существовать в определенных рамках.

У меня трое детей, они очень разные. В этом есть определенный интерес. Но даже если никто из них не сдаст ЕГЭ, то ничего страшного не произойдёт. Моя любовь к ним не изменится.

«История любого человека в Общественной палате – история про «влиять»

- Возвращаясь к работе Общественной палаты Свердловской области и России в целом, хочу спросить, как, по Вашему мнению, нужно выстраивать работу с молодежью, чтобы они смогли услышать друг друга?

- Я сторонник того, чтобы не было деления на молодежь и не-молодежь. Если им четырнадцать лет, то давайте смотреть на них как на детей, если восемнадцать – то это взрослые люди. И если они готовы складывать с нами усилия, чтобы улучшать что-то, надо складывать усилия абсолютно равноценно.

Например, участие молодёжи в избирательной комиссии на выборах позволило им своими глазами увидеть, как происходит мониторинг, и донести до своего поколения, что есть определённые инструменты, которые исправно работают. Они могли повлиять на принятие решений мониторингового центра, поработать с фокус-группой и что-то тем самым улучшить.

История любого человека в Общественной палате, и молодого человека в том числе – история про «влиять». Если ты можешь влиять, тогда всё интересно, не можешь – например, ты только учишься – приходи на совещания, садись на второй ряд в палате, слушай и учись. Если ты сел в первый ряд, за круглый стол – будь любезен влиять, но если за прошедший год ни на что не повлиял, тогда, наверное, не стоит тратить и свое время, и ресурсы палаты на обслуживание тебя как единицы.

Я считаю, что молодое поколение сегодня абсолютно точно способно «влиять»: видеть своих благополучателей, свой интерес и энергетически от этого заряжаться. Ведь общественная палата – это механизм развития общества. Не наставничество, а нормальное сотрудничество.

 

Мария Блинова

Полезные ссылки