В Общественной палате РФ 30 октября состоялась общественная экспертиза законопроекта № 797249-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов” и статью 37 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” в части совершенствования правового регулирования вопросов обеспечения качества пищевой продукции».
Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области Владимир Винницкий напомнил, что рассматриваемый законопроект принят Государственной думой РФ в первом чтении и в ходе предварительных обсуждений, экспертиз были выявлены большие недостатки в терминологии: основные понятия не являются однозначными и допускают большие возможности их произвольного толкования.
«Термин “здоровое питание” не учитывает возрастные, физиологические особенности организма, включая умственные и физические нагрузки. “Безопасность пищевой продукции” и “недопустимый риск” имеют оценочные категории. “Пищевая продукция для детского питания” не содержит требований по обеспечению возрастных и физиологических особенностей: по этой терминологии и младенец, и ребенок 16–18 лет практически не имеют дифференциации. Да и сам термин “горячее питание” содержит формулировку “продукт, который доведен до кулинарной готовности”, но совершенно понятно, что температура и кулинарная готовность — это несовпадающие понятия. Продолжать можно долго», — пояснил Винницкий.
Член ОП РФ предложил экспертам выдвигать взвешенные и зрелые идеи, которые будут полезны для совершенствования этого общественно значимого документа.
уководитель Комитета по обеспечению безопасности продукции для детей и подростков Объединения потребителей России Инна Коваленко отметила, что проблемы безопасности детского и подросткового питания особенно актуальны в годы проведения Десятилетия детства, поэтому поправки, касающиеся детского питания, должны снять эти вопросы или сделать их более предметными.
«К рассмотрению этих поправок должно быть подключено максимально большое количество представителей экспертного сообщества, особенно тех экспертов, которые работают в общественном поле и государственных структурах, потому что дети у нас общие, а безопасность страны складывается из безопасности наших детей», — настаивает она.
Среди существенных недостатков законопроекта эксперт назвала слишком широкую трактовку понятия «оборот пищевой продукции»; отсутствие среди 18 полноценных ГОСТов по организации общественного питания отдельного стандарта по питанию детей в дошкольных, школьных и социальных детских учреждениях; невозможность отследить, насколько соблюдается процесс контроля за ГМО; необходимость разработки ГОСТа по контролю за немолочными жирами и остальными компонентами, связанными с молочными продуктами; размытость понятия «аутентичность пищевой продукции».
Кроме того, Инна Коваленко обратила внимание, что в настоящее время медицинские работники выведены из штата образовательных учреждений, в то время как организация питания детей в соответствии с поправками в Закон об образовании РФ должна проходить под наблюдением врачей. Следовательно, должна быть внесена соответствующая поправка либо разработан механизм возвращения или увеличения времени пребывания медиков в детских учреждениях. Еще одна новация — предоставление родителями сведений о состоянии здоровья ребенка — также может вызвать разногласия, но функцию по определению права ребенка на особое питание можно возложить на хорошо зарекомендовавшую себя структуру психолого-медико-педагогических комиссий, считает эксперт.
По данным главного специалиста отдела защиты прав детей аппарата уполномоченного по правам человека в Московской области Светланы Беловой, 80 процентов детей и родителей довольны питанием, предоставляемым образовательными организациями. Но дети живут не в образовательных организациях, а дома, уточнила Светлана Белова, и там они тоже должны получать безопасное и здоровое питание, а для этого прежде всего необходимо усилить контроль за производителем.
Среди других прозвучавших замечаний — отсутствие федерального органа исполнительной власти, отвечающего за данный аспект. Его необходимо создать и наделить соответствующими полномочиями, убеждены эксперты. Они также настаивают на том, что финансирование детского питания в форме субсидий должно быть целевым, а соответствующие статьи должны быть защищенными статьями бюджета. Сегодня нормы питания и их расчеты прописаны в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормах (СанПиН) и являются рекомендательными, эксперты призывают сделать их обязательными с законодательным закреплением на федеральном уровне.
По мнению экспертов, для того чтобы система ценообразования стала прозрачной, необходимо проработать схему сотрудничества государства и бизнеса в рамках частно-государственного партнерства, стимулировать бизнес-операторов питания и поставщиков питания такими мерами, как возмещение процентов по кредитам, субсидированием на организацию производства, льготами по налогам и т. д. Пора выводить бизнес в сфере детского питания на честный, конкурентный и добросовестный рынок, убеждены эксперты.
Владимир Винницкий пригласил участников мероприятия продолжить дискуссию в рамках итогового форума «Сообщество»: 1 ноября, анонсировал он, состоится круглый стол «Вопросы противодействия распространению фальсифицированного продовольствия в России. Совершенствование контроля качества пищевой продукции», где представители профильных ведомств, региональных общественных палат, общественных организаций и другие эксперты обсудят проблемы общественного контроля в сфере продовольственной безопасности и качества детского питания.