В Общественной палате РФ 5 декабря в рамках I Съезда членов Общественных советов территориальных отделений Федеральной антимонопольной службы (ФАС) прошел круглый стол «Контроль качества продуктов питания в учреждениях бюджетной сферы».
Принятый в декабре 2014 года Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» предложил пути решения с привлечением институтов гражданского общества, заинтересованных в улучшении качества жизни в стране, но, как и любой закон, он имеет недостатки, тем более что продукты питания — это отдельная история, считает заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий.
«Основная проблема в том, что он заточен на ревизию и проверку уполномоченных органов государственной власти, а продуктовые предприятия общественного питания функционируют на правах частной собственности, поэтому все, кто хочет участвовать в этом общественном контроле, во многом ограничены в правах. Кроме того, необходимо большое количество условий, которые обеспечат допуск к базам данных и продуктовой корзине. Поэтому продуктовый контроль невозможен без таких органов, как Россельхознадзор, Роспотребнадзор, ФАС», — утверждает он.
Председатель Общественного совета при Россельхознадзоре Елена Цветкова согласилась, что работа по выявлению нарушений в сфере бюджетного питания была бы невозможна без законодательной поддержки и сотрудничества с надзорными ведомствами. По ее мнению, необходимо добиваться, чтобы все выявленные нарушения доводились до логического конца — прекращения деятельности этих нарушителей.
Сговоры на торгах составляют около 80 процентов от всех выявленных ФАС картелей, широкое распространение нашли и антиконкурентные соглашения в сфере социального питания, рассказал заместитель начальника управления по борьбе с картелями ФАС Екатерина Конопкина. По ее словам, все чаще встречаются случаи покровительства со стороны представителей органов власти картели или определенного участника торгов: если в 2017 году антимонопольными органами было возбуждено 204 дела о заключении антиконкурсных дел с органами власти, то в 2018 таких дел было более 300. Эксперт также напомнил о высокой социальной опасности в сфере организации общественного питания, где основные заказчики — детские и медицинские учреждения.
Ежегодно прибавляется 700 тысяч хронических заболеваний у детей, связанных неправильной организацией питания, заявил сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта в Самарской области, координатор антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки» в Приволжском федеральном округе Вадим Нуждин.
«Научно доказано: если до семи лет организация питания была неправильной, мы автоматически получаем нездорового ребенка с маленькой продолжительностью жизни. По некоторым оценкам, здоровых осталось всего 20 процентов подрастающего поколения. Лично для меня это ситуация, которую надо отрабатывать не в режиме круглых столов, разговоров, — в режиме ЧС. По моим данным, из 100 процентов снятых в четвертом квартале в Саратовской области проб 73,4 процента — фальсификаты. Речь идет о больницах, детских садах, школьных учреждениях. Это война против подрастающего поколения, против всех нас», — возмущается он.
Вадим Нуждин считает, что замешанные в сложившейся ситуации организации и люди должны помнить о неотвратимости наказания, что пора поднять вопрос о том, что «детству и будущему объявлена война». Он также предлагает инициировать заседание Государственного совета по данной теме, чтобы появились соответствующие поручения Президента РФ.
Необходимо вести плановую борьбу с такими лицами и объединять усилия надзорных органов, общественных организаций, чтобы в рамках действующего законодательства выявлять эти нарушения, привлекать правоохранительные органы, отметила Елена Цветкова, продолжая тему фальсификаций при организации общественного питания.
Эксперты предложили ряд других мер, которые, по их мнению, помогут в борьбе с фальсификатом. Среди них — разработка методики оценки опасности продуктов питания для жизни и здоровья граждан; введение оборотных штрафов как на производителя, так и на продавца продукции и увеличение суммы этих штрафов; законодательное определение понятия «фальсификат» и введение уголовной ответственности за его производство. Они также настаивают, что в ФЗ-44 о госзакупках определяющим фактором должно быть качество поставляемой продукции, а не ее цена.
Координатор федерального проекта «За честные продукты!» Александр Бражко сообщил, что в январе будущего года Общественный совет при Минздраве России проведет заседание, посвященное поставкам продуктов питания в учреждения здравоохранения. Кроме того, он рассказал, что в Общественном совете при Роспотребнадзоре создана рабочая группа по вопросам качества продуктов питания. Александр Бражко подчеркнул, что указанные ведомства придают проблеме большое значение и призвал присутствующих к конструктивному взаимодействию с ними.
Продолжая тему контроля качества продовольственных товаров, эксперт привел в пример опыт Вологодской области, где работает централизованный склад.
«На мой взгляд, абсолютно вся продукция должна проходить через одни ворота, абсолютно все контрольно-надзорные органы должны осуществлять входной производственный контроль. Это неправильно звучит юридически, но это именно так с точки зрения работы склада», — настаивает он.
Бражко предложил бороться с фальсификатом, привлекая к административно-уголовной ответственности заведомо ложные экспертные заключения и привлекая к ответственности за нарушение конкуренции. Он также предлагает обобщить и тиражировать успешную региональную практику в области контроля качества продуктов питания.
Источник