26 февраля в Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания на тему «Штрафы за нарушение ПДД в проекте нового КоАП: анализ и обсуждение». Мероприятие организовано по инициативе Комиссии ОПРФ по безопасности и взаимодействию с ОНК.
В нем приняли участие члены Общественной палаты РФ и общественных палат регионов, представители Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федерации автовладельцев России и других общественных объединений, экспертного сообщества, СМИ.
Проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) был опубликован Министерством юстиции РФ в конце января 2020 года. Проект подразумевает существенное увеличение штрафных санкций для водителей. Так, штраф за превышение скорости на 20-40 километров в час авторы нового КоАП РФ предлагают повысить с 500 рублей до 3 тысяч, а за превышение на 40-60 километров в час – до 4 тысяч рублей. Нарушителям скоростного режима более чем на 60 километров грозит штраф в 5 тысяч или лишение прав на срок от 4 месяцев до полугода. Во второй раз придется заплатить уже 10 тысяч рублей и на год перестать пользоваться автомобилем. Кроме того, штраф за отказ от медосвидетельствования предлагают поднять с 30 до 40 тысяч рублей. Также за это могут лишить прав на срок до 3 лет.
«Репрессивные» поправки вызвали волну критики и общественного негодования. При этом в ходе слушаний было отмечено, что число нарушений скоростного режима и соответствующих дорожных происшествий действительно растет, и необходимо принимать меры. «В 2016 году было зафиксировано более 53 млн нарушений скоростного режима, в 2017 году – свыше 69 млн, в 2018 – уже почти 90 млн. В 2018 году из-за превышения скорости произошло свыше 3,5 тыс. ДТП, в результате которых погибли 668 человек и 4 615 человек пострадали», - отметил модератор слушаний, первый заместитель председателя Комиссии ОПРФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий.
Однако увеличение штрафов, по мнению участников мероприятия, не является выходом их ситуации. «Говоря о повышении или понижении аварийности, на мой взгляд, нельзя забывать и о дорожной инфраструктуре. Опыт трассы М4 «Дон», где на платных участках разрешенная скорость – 130 км/ч, показывает, что качественная инфраструктура дает максимальное сокращение аварийности на дорогах. На этих участках трассы аварийность снизилась на треть, - подчеркнул Владимир Винницкий. - Например, в Германии вообще нет ограничений скорости на автобанах, но при сопоставимом количестве автомобилей каждый год там погибает в 10 раз меньше людей, чем у нас. Представляется, что это происходит именно потому,
что там власти озабочены не собираемостью штрафов, а качеством самих дорог».
Глава Федерации автовладельцев России Максим Едрышов поддержал идею о необходимости модернизации дорожной инфраструктуры, а также указал на эффективность комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД в качестве инструмента по снижению аварийности. При этом он подчеркнул важность «честной» установки камер. «Чтобы камеры выполняли свою функцию – способствовали сокращению правонарушений, а не выступали преимущественно в качестве источника дохода, они должны устанавливать по четкому регламенту», - сказал он.
Также было отмечено, что неопытность молодых водителей – причина 30% всех ДТП. Серьезным недостатком в обучении назвали отсутствии практических занятий на скоростных магистралях. «Тепличные условия автошкол для этого не приспособлены. Тут мы сильно отличаемся от других стран Европы, где для обучения управлению автомобилем на магистрали обязательно выделяется несколько часов в учебной программе. А наши курсанты не имеют права выехать на такие дороги», - пояснил Владимир Винницкий.
Заместитель министра юстиции России Денис Новак в ходе слушаний заверил, что министерство намерено пересмотреть размеры штрафов за нарушение правил дорожного движения, предложенные в проекте нового КоАП РФ. «На сегодня уже совершенно точно можно сказать, что резкое увеличение штрафных санкций запросам общества не соответствует, в этом отношении проект будет изменен», - сказал он.
Как подчеркнул Денис Новак, цель нового КоАП в том, чтобы обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан на дорогах. Именно на это ориентировались авторы поправок. Помимо всего прочего, отметил замминистра, необходимо развивать инфраструктуру, следить за установкой дорожных знаков, утвердить требования к средствам видеофиксации и правилам их размещения, а также развивать упрощенный порядок обжалования штрафов, в том числе с помощью электронных средств.
Стоит отметить, что ранее с критикой нового КоАП в части, касающейся санкций за нарушения правил дорожного движения высказались депутат Госдумы Павел Крашенинников, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, председатель Правительства России Михаил Мишустин.