27 ноября в офисе общественной организации «Пеликан» была проведена педагогическая гостиная «Оказание помощи родителям в создании условий для профориентации детей – инвалидов».
Состоялось обсуждение темы оказания помощи родителям в создании условий для профессиональной ориентации детей-инвалидов.
В диалоге приняли участие представители высшего профессионального образования – Мангилёва Алина Анатольевна, специалист по профориентации, Верещагина Кристина Олеговна, руководитель центра психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования РГППУ.
Участие в мероприятии от школ приняли Сальникова Евгения Александровна, директор "Екатеринбургской школа-интернат "Эверест", Иванова Нелли Владимировна, учитель, ответственный за профориентационную работу Екатеринбургской школы-интерната № 11, педагоги образовательных организаций, специалисты общественных организаций, переводчики русского жестового языка, родители детей-инвалидов Свердловской области.
У всех участников педагогической гостиной была возможность высказать свое видение темы поступления детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональные образовательные организации.
С одной стороны законодательно установлены особые условия, которые должны быть созданы для максимально комфортного поступления ребенка в профессиональное образовательное учреждение. Школы и вузы эти условия создают: в школах проводятся мероприятия по профессиональной ориентации детей, вузы создают целые подразделения, призванные обеспечить требования законодательства для студентов с инвалидностью.
Тем не менее, как мы убедились в ходе дискуссии, проблем ещё достаточно. Так, к примеру, дети с тотальным нарушением слуха не могут поступить в вузы на определенные специальности, поскольку просто не могут успешно сдать необходимые для поступления вступительные испытания. Педагоги поделились с участниками, что такой образовательный предмет, как обществознание, глухие дети просто не могут не то что сдать, но и понять большинство тем, содержащих, в основном абстрактные понятия. А если этот предмет является обязательным для поступления, то обучение на таком факультете будет для ребенка недоступно.
При всех сложностях, убеждены участники, всегда есть варианты обучения. Вузы предоставляют абитуриентам право сдавать экзамены по системе ЕГЭ или пройти вступительное испытание в самом институте. Так, в РГППУ, по мнению специалистов, тесты вуза намного легче тестов ЕГЭ, более того, в институте предусмотрена система подготовки в вступительным испытаниям.
Конечно, большой составляющей успеха является подготовка ребенка школой, однако большое значение имеет и мотивация самого поступающего и его семьи.
В истории РГППУ есть студент-колясочник, поступивший в институт на обучение. Вместе с ним поступила и получила второе высшее образование его мама. В «Эвересте» работал учителем бывший выпускник школы. Несмотря на полную обездвиженность ног, молодой человек никогда не пользовался коляской – он всю жизнь качал руки и передвигался с помощью костылей. В театральном институте Екатеринбурга учатся слабослышащие студенты – успешно дошла до третьего курса режиссерского отделения сотрудница Всероссийского общества глухих. Марина не из тех, кого могут остановить трудности: для усвоения самого сложного предмета она пригласила переводчика.
В любом случае, вузы готовы к сотрудничеству со школами в разных форматах. В ходе обсуждения участники пришли к единому мнению о необходимости соглашений о сотрудничестве в сфере
профориентации детей-инвалидов между школами и учреждениями высшего образования.
Педагогическая гостиная состоялась в рамках проекта «Это то, что нам нужно», реализуемого общественной организацией «Пеликан» при поддержке Министерства образования и молодежной политики Свердловской области (Соглашение 917 от 7 мая 2019 года).