Специалисты Организации «Пеликан» разработали методику, направленную на развитие навыков прикладного творчества у детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Название сборника «Урал в сказах Павла Петровича Бажова».
В данной методике представлен особый вид прикладного творчества – «скрапбукинг».
Скрапбук (scrapbook: scrap – кусочки, обрезки, book – книга) буквально переводится – «книга из кусочков». Книги, альбомы, рамки для фотографий, подарочная упаковка и открытки, сделанные из разнообразных кусочков декоративной бумаги, украшений из пластика, дерева, лоскутков ткани и кружева, бусин и природного материала, скрепленные художественной строчкой, клеем или цветным шнуром – все это предметы ручной работы, выполненные в технике «скрапбукинг».
Изделия ручной работы высоко ценятся в современном мире. Умение создавать эксклюзивные предметы и украшения – в будущем это, возможно, еще и дополнительный заработок.
В последнее время получило широкое распространение одно из направлений в технике «скрапбукинг» – изготовление открыток своими руками.
Это направление и было выбрано для реализации главной идеи серии открыток «Урал в сказах Павла Петровича Бажова». Сохранение в памяти детей образов персонажей, изображений пейзажей и предметов, связанных с тем или иным бажовским сказом – это главные темы, использованные в разработке и создании открыток.
В данной методике каждый из сказов, ставших темами открыток, снабжен комментариями, которые помогут специалисту раскрыть его сюжет, рассказать о его неразрывной связи с историей и культурой Урала и передать характеры действующих в сказе персонажей, чтобы сделать вместе с детьми открытки, посвященные произведениям Павла Петровича Бажова.
Для каждого сказа приведен краткий словарик устаревших и диалектных слов, который поможет педагогу ответить на возникающие у детей вопросы и облегчить понимание бажовского языка с его выраженным фольклорным началом.
Этот материал может использоваться специалистом для рассказа перед началом работы и для пояснения значения отдельных элементов открыток.
В качестве методических указаний по созданию открыток для каждого сказа помещена инфографика с краткими указаниями по значению каждого элемента и особенностям сборки.
Кроме того, показаны основные инструменты, использующиеся при работе в технике «скрапбукинг» и примеры специально оформленной бумаги для основы открыток.
Цель методики – ознакомление детей с творчеством П.П. Бажова, формирование у них интереса к самостоятельному чтению, накопление детьми социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения техники «скрапбукинг», развитие навыков прикладного творчества.
Задачи:
- удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, художественном, эстетическом, нравственном развитии;
- обеспечение необходимых индивидуальных условий для творческого труда детей.