Организация «Солнечные дети» 5 декабря 2020 года завершила реализацию проекта «Моя будущая работа», который проводился при поддержке Фонда Президентских грантов. Благодаря проекту 20 молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и ментальными особенностями развития приобрели навыки трудовой деятельности на рабочих местах в организациях открытого рынка труда и двое подростков были трудоустроены.
Проект «Моя будущая работа» был изначально экспериментальным и рискованным. Организовать тренировочное трудоустройство для особых подростков в открытом рынке труда в Свердловской области еще никто не пробывал и команде «Солнечных детей» не на что было опереться. Поэтому к проекту были привлечены специалисты из реабилитационных центров, педагоги коррекционных школ и психологи имеющие опыт работы с родителями в вопросах профориентации особых подростков.
На первом этапе в проекте участвовали 40 подростков, которые познакомились с учреждениями и рабочими местами, прошли профессиональные пробы. По результатам тестирования были отобраны 20 особых подростка. Методическую помощь в реализации проекта оказывал Реабилитационный центр «Талисман». По результатам проекта будет выпущена брощюра с рекомендациями по организации тренировочного трудоустройства подростков с ментальными нарушениями развития.
Особенностью проекта стали выбранные профессии и рабочие места, это гардеробщик, стюарт, садовод, библиотекарь, продавец. Организацию поддержал магазин «Кировский», Областная библиотека им. Крапивина, центр Ельцина, Екатеринбургское лесничество, Храм-Памятник на Крови, Духовно-просветительский центр «Царский». Для того что бы научится трудовым навыкам выбранных профессий особым подросткам необходимо было отрабатывать не только трудовые функции, но и учится взаимодействовать с трудовым коллективом, запоминать и выполнять инструкцию, работать с мотивацией и уметь ориентироваться в учреждении.
Всему этому особых подростков обучали педагоги, которые с большим усердием помогали ребятам достигать нужного результата. «Самым сложным в этой работе было сконцентрировать внимание ребят на выполнении инструкции. Они легко запоминали сами трудовые действия, но часто не могли выполнить их в определенной последовательности, особенно когда менялись обстоятельства», рассказывает педагог проекта Ирина Лебедева. «Трудность например вызывало задание найти полку для размещения книги, ориентируясь на ее название и раздел библиотечного фонда», привела пример педагог. Что бы решать такие задачи команда разработала определенные алгоритмы и карты отработки трудовых функций для каждой профессии.
Родители подростков свидетельствуют, что их дети изменились, стали более самостоятельными и хотят работать, а сами мамы и папы уже спокойнее относятся к самостоятельным поступкам и выбору своих детей. Это стало возможным благодаря тренингам и собеседованиям, которые проводились с родителями на протяжении всего проекта. Полученный опыт и разработанные методические материалы позволят продолжить этот проект и в следующем 2021 году.