6 октября в Общественной палате Свердловской области состоялись общественные слушания на тему: «Вопросы обеспечения качества школьного питания в Свердловской области».
В мероприятии приняли участие представители Законодательного Собрания Свердловской области, Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области, члены Общественной палаты Свердловской области и общественных палат муниципальных образований Свердловской области, представители Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Свердловской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, Департамента государственных закупок Свердловской области, общественных организаций, экспертного сообщества, СМИ.
Модератор мероприятия - член Общественной палаты Российской Федерации, заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области Владимир Винницкий отметил важность и злободневность заявленной темы. «В начале года о необходимости обеспечить качественное питание школьников говорил Президент Российской Федерации Владимир Путин. Поручения уполномоченным органам в связи с этим давались на протяжении всего этого времени. С мая в силу вступил соответствующий закон. Однако вопросы к качеству питания, в том числе в Свердловской области, остаются. Например, согласно последнему исследованию Роспотребнадзора, в Екатеринбурге школьная еда полностью устраивает только 40% детей младших классов и 31% детей старших классов. Поэтому школьные обеды идут в отходы. Так быть не должно», - открыл общественные слушания Владимир Винницкий.
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова отметила важность мониторинга качества питания в образовательных учреждениях. По ее мнению, необходимо проработать варианты по участию в нем неправительственных организаций. «Мы готовы с нашими общественными организациями подключиться. Однако важно не нанести вреда, действовать очень осторожно, ориентируясь на уважительное отношение», - добавила Татьяна Мерзлякова.
Заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области Сергей Майзель в свою очередь отметил ряд коренных проблем, которые касаются организации школьного питания: «Во-первых, несоответствие качества поставляемой продукции. Поставщики стремятся к поставке более дешевого, и, как правило, худшего по качеству, сырья. Во-вторых, недостаточное количество квалифицированных кадров со специальными знаниями по технологии приготовления блюд для детского питания. В-третьих, несоответствие фактического рациона примерному меню, связанное в основном с недостатком в питании творога, рыбы, овощей, снижением массы порций». По его мнению, все эти проблемы можно устранить, внедрив в Свердловской области организованное питание, например, на уровне муниципальных образований. «Это могут быть фабрики-кухни, комбинаты. Эта практика успешно реализуется в Москве, Санкт-Петербурге. Там выстраивается понятная система, которая обеспечивает качество и дает экономию. В конце концов, понятно, с кого спрашивать в случае чего», - заключил Сергей Майзель.
Его поддержала председатель Законодательного Собрания Свердловской области Людмила Бабушкина: «Есть необходимость этот вопрос обсудить и определить, как именно это может быть реализовано». Председатель Заксобрания также подчеркнула, что бесплатное питание ученикам начальных классов, которое стало обязательным в соответствии с федеральным законом во всех регионах, фактически предоставляется на Среднем Урале с 2006 года. Людмила Бабушкина отметила, что на 95% школьные блюда состоят из отечественных продуктов, 42% из которых поставляют местные свердловские производители. Причем, по данным областного Управления Роспотребнадзора, некачественные продукты поступаются именно из других регионов страны, а местные производители держат марку. Председатель Заксобрания также обратила внимание на важность контроля качества школьного питания. «Сегодня все, кто имеет возможность контролировать, это делает. Депутаты также провели мониторинг и, как показали результаты, большинство муниципальных образований с задачей организации качественного питания справляются. Ситуации, когда блюда школьникам не нравятся, нужно изучать всесторонне. Почему не нравятся? Это некачественное питание или непривычное детям меню?», - пояснила она. В ходе общественных слушаний было предложено вынести на обсуждение инициативы по ужесточению требований к поставляемой продукции, а также расширение перечня оснований для проверок субъектов организации питания. Кроме того, по мнению Людмилы Бабушкиной, обсуждения достойно предложение о внедрении в Свердловской области по примеру Москвы специального органа, отвечающего за школьное питание, в то числе за приемку продуктов питания для школьных столовых, контроль качества и экспертизу.
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков обратил внимание участников слушаний на необходимость при организации питания учитывать потребности детей, нуждающихся в специальном меню, например, из-за заболеваний желудочно-кишечного тракта или наличия аллергии.
Координатор федерального проекта «За честные продукты» Александр Бражко отметил, что в соответствии с законом, действительно, обучающиеся имеют право на индивидуальное питание с учетом состояния здоровья. «Однако во многих случаях это неосуществимо. Например, когда речь идет не о стандартном диетическом меню, а о наличии аллергии на конкретный продукт. Получается, что индивидуальное питание как бы есть, но как бы его нет», - пояснил он.
Александр Бражко также указал на необходимость системного подхода в сфере организации питания школьников: «Нужно переходить с процессного подхода на системный, посмотреть на модель не с позиции сегодняшнего дня, а как это будет выглядеть через 4-5 лет. Сейчас между участниками выстроены барьеры – между родителями, директорами школ, поставщиками, профильными ведомствами. Такого быть не должно цель у всех участников одна – обеспечение качественного, вкусного и здорового питания детей».
На важность контроля качества указали представители общественных объединений и члены общественных палат муниципальных образований. Вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Даниил Мазуровский предложил использовать ресурсы УТПП для проведения экспертизы качества школьного питания. Председатель Свердловского областного родительского комитета Людмила Золотницкая считает, что необходимо готовить родителей для осуществления мониторинга и контроля, направления жалоб в уполномоченные органы. Заместитель председателя СРОО «Комитет общественного контроля» Лариса Александрова рассказала об опыте организации общественного лабораторного контроля, а также запуске «горячей» линии по питанию школьников для родителей Уральского федерального округа. Член Общественной палаты Полевского городского округа Андрей Трутнев заявил, что около 70-80% школьной еды в муниципальном образовании идет в отходы, потому что детям она не нравится. По его мнению, общественность вправе требовать от муниципальных органов и руководителей образовательных организаций принятия мер.
Опытом общественного контроля в Красноярском крае поделился председатель красноярского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Объединение потребителей России», руководитель общественного центра по противодействию фальсификату Игорь Болбат. По его словам, в школах региона организована система общественного контроля «ОКО», которая позволяет родителям посредством видеонаблюдения следить за процессами приготовления пищи в школьных столовых. «Эта дополнительная публичность дисциплинирует ответственные органы и руководство школ. Также мы взяли на себя ответственность по организации горячей линии по школьному питанию. Зачастую родители боятся жаловаться напрямую директору, так как это может отразиться на детях. В такой ситуации они могут звонить нам, мы их имена при проверке жалоб не раскрываем», - рассказал Игорь Болбат.
Заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Зеленов рассказал о создании рабочей группы при министерстве, в задачи которой будет входить контроль за качеством питания в школах, а также помощь руководителям образовательных организаций. «Предлагаю всем так или иначе принять участие в деятельности этой рабочей группы. Нужно помочь руководителям образовательных организаций начать работать так, как мы ждем», - сказал он. Юрий Зеленов также отметил, что в Свердловской области с максимальной ответственностью подходят к вопросу квалификации персонала пищеблоков. «Случайных людей там нет», - заверил он.
Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Илья Власов отметил, что в регионе ведется масштабная работа по контролю за качеством школьного питания со стороны надзорных органов. «При этом мы готовы сотрудничать с общественными организациями, родительскими комитетами. Готовы принимать решения по жалобам», - заключил он.
Заместитель министра агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области Анна Кузнецова указала на недостаточную долю местных производителей среди поставщиков продуктов для школ: «В период пандемии тенденция, ожидаемо, усилилась. В этом направлении необходимо работать». Она также рассказала о результатах мониторинга, проведенного по поручению правительства Свердловской области. «Нами были выявлены проблемы системного характера, в том числе: снижение качества услуги по организации питания в условиях приоритета ценового критерия, недостаточная компетентность специалистов, осуществляющих государственные и муниципальные закупки для нужд школьного питания, отсутствие единого алгоритма расчета стоимости питания, наличие организаций, предоставляющих услуги питания, не являющихся при этом организациями общественного питания», - пояснила она.
В завершении мероприятия Владимир Винницкий поблагодарил участников и заявил, что будет инициировать проведение аналогичных общественных слушаний на уровне Общественной палаты Российской Федерации.